Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Почему не сходятся характерами и как это можно исправить
7 декабря 2023 670 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Почему одни живут беззаботно, а другие вечно тревожатся? Одни наслаждаются свободой, а другие ощущают себя связанными по рукам и ногам? Может быть, дело в разных характерах? Но откуда берется эта разница? Ищем ответ в книге «Живи настоящую жизнь. Остановить поток навязчивых мыслей».

Трехслойный пирог характера

Характер формируют три слоя:

  • темперамент (а также способности),
  • самооценка и самоуважение,
  • убеждения.

1. Первый слой, темперамент, — ядро, формирующее характер. К примеру, даже между братьями и сестрами, растущими с одними и теми же родителями, есть врожденные различия: одни дети спокойно играют сами по себе, а другие предпочитают группу, чтобы играть вместе.

Интроверсия и экстраверсия проявляются с детства, без чьего-либо научения, — это врожденные черты, изменить которые невозможно. Тем не менее в процессе взросления они могут трансформироваться под влиянием какого-то события или опыта.

2. Второй слой представляет собой фундамент характера: сюда относятся самооценка и самоуважение. Они формируются в процессе воспитания при взаимодействии с близкими людьми. От обстановки в семье зависит, сможет ли в будущем человек выработать доверие к себе самому и ко внешнему миру. Отношения с родителями влияют на нашу самодостаточность, способность самостоятельно справляться с трудностями, оценку собственной компетентности, любовь к себе, понимание своей ценности, идентичность и осмысление самости.

Низкой самооценкой обладают те, кто рос в атмосфере большого давления со стороны опекунов, те, кто не получал от равнодушных близких достаточной любви, кто рос с оглядкой на мнение мамы и папы из-за их гиперопеки и чрезмерного вмешательства в личные дела, кого сравнивали с другими и поощряли лишь при выполнении определенных условий.

Во взрослом возрасте такие люди или стремятся подавлять свои желания и подстраиваются под других, чтобы не вызывать у окружения неприятия, или завираются, хвастаются, чтобы не ударить в грязь лицом. Они отступают перед проблемами, так как не готовы взяться за дело. Нереализованная любовь к себе проявляется в чрезмерной гордыне.

3. Третий слой — это убеждения, которые управляют нашими действиями. Мы понимаем, что нельзя, а что необходимо, что правильно, а что — нет, благодаря опыту общения в семье, школе, благодаря окружению и обстановке. Мы также учимся получать то, что нам нужно и выгодно, различать, что имеет для нас смысл, а что нет. Через опыт и обучение мы корректируем траекторию мышления и адаптируемся к обществу.

В одних обстоятельствах это может играть человеку на руку, но иногда перерастает в предвзятые убеждения, стереотипы, сковывая и превращаясь в источник проблем. Например, многие из нас навязывают себе (или нам навязывает окружение) установки вроде «богатство — зло» или «чем больше друзей — тем лучше» или ничем не обоснованные представления о «должном» из ряда: «мать должна быть такой-то», «детей необходимо воспитывать вот так-то», «мужчина должен быть вот таким-то» и так далее. Показательный пример — споры, то и дело вспыхивающие в интернете.

Модели мышления и взгляд на вещи мы перенимаем и усваиваем на протяжении всей жизни. Изучая что-то новое, мы можем влиять на них.

Именно этим отличаются интеллект и отношение зрелого человека. Тем не менее находятся и такие, кто годами и даже десятилетиями не меняет однажды перенятые установки и взгляды на вещи. Вернее, большинство людей не желают этого делать, но способность к обучению определяет, может ли человек достичь своего счастья.

Чтобы избавиться от тревоги или же изначально не поддаваться ей — достичь свободы духа, — необходимо отказаться от предубеждений и стереотипов мышления, усвоенных в юности, и менять себя благодаря новым знаниям.

Из книги «Живи настоящую жизнь. Остановить поток навязчивых мыслей».

Похожие статьи