Почему одни живут беззаботно, а другие вечно тревожатся? Одни наслаждаются свободой, а другие ощущают себя связанными по рукам и ногам? Может быть, дело в разных характерах? Но откуда берется эта разница? Ищем ответ в книге «Живи настоящую жизнь. Остановить поток навязчивых мыслей».
Трехслойный пирог характера
Характер формируют три слоя:
- темперамент (а также способности),
- самооценка и самоуважение,
- убеждения.
1. Первый слой, темперамент, — ядро, формирующее характер. К примеру, даже между братьями и сестрами, растущими с одними и теми же родителями, есть врожденные различия: одни дети спокойно играют сами по себе, а другие предпочитают группу, чтобы играть вместе.
Интроверсия и экстраверсия проявляются с детства, без чьего-либо научения, — это врожденные черты, изменить которые невозможно. Тем не менее в процессе взросления они могут трансформироваться под влиянием какого-то события или опыта.
2. Второй слой представляет собой фундамент характера: сюда относятся самооценка и самоуважение. Они формируются в процессе воспитания при взаимодействии с близкими людьми. От обстановки в семье зависит, сможет ли в будущем человек выработать доверие к себе самому и ко внешнему миру. Отношения с родителями влияют на нашу самодостаточность, способность самостоятельно справляться с трудностями, оценку собственной компетентности, любовь к себе, понимание своей ценности, идентичность и осмысление самости.
Низкой самооценкой обладают те, кто рос в атмосфере большого давления со стороны опекунов, те, кто не получал от равнодушных близких достаточной любви, кто рос с оглядкой на мнение мамы и папы из-за их гиперопеки и чрезмерного вмешательства в личные дела, кого сравнивали с другими и поощряли лишь при выполнении определенных условий.
Во взрослом возрасте такие люди или стремятся подавлять свои желания и подстраиваются под других, чтобы не вызывать у окружения неприятия, или завираются, хвастаются, чтобы не ударить в грязь лицом. Они отступают перед проблемами, так как не готовы взяться за дело. Нереализованная любовь к себе проявляется в чрезмерной гордыне.
3. Третий слой — это убеждения, которые управляют нашими действиями. Мы понимаем, что нельзя, а что необходимо, что правильно, а что — нет, благодаря опыту общения в семье, школе, благодаря окружению и обстановке. Мы также учимся получать то, что нам нужно и выгодно, различать, что имеет для нас смысл, а что нет. Через опыт и обучение мы корректируем траекторию мышления и адаптируемся к обществу.
В одних обстоятельствах это может играть человеку на руку, но иногда перерастает в предвзятые убеждения, стереотипы, сковывая и превращаясь в источник проблем. Например, многие из нас навязывают себе (или нам навязывает окружение) установки вроде «богатство — зло» или «чем больше друзей — тем лучше» или ничем не обоснованные представления о «должном» из ряда: «мать должна быть такой-то», «детей необходимо воспитывать вот так-то», «мужчина должен быть вот таким-то» и так далее. Показательный пример — споры, то и дело вспыхивающие в интернете.
Модели мышления и взгляд на вещи мы перенимаем и усваиваем на протяжении всей жизни. Изучая что-то новое, мы можем влиять на них.
Именно этим отличаются интеллект и отношение зрелого человека. Тем не менее находятся и такие, кто годами и даже десятилетиями не меняет однажды перенятые установки и взгляды на вещи. Вернее, большинство людей не желают этого делать, но способность к обучению определяет, может ли человек достичь своего счастья.
Чтобы избавиться от тревоги или же изначально не поддаваться ей — достичь свободы духа, — необходимо отказаться от предубеждений и стереотипов мышления, усвоенных в юности, и менять себя благодаря новым знаниям.
Из книги «Живи настоящую жизнь. Остановить поток навязчивых мыслей».