Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как влюбить в свой текст. Советы по саморедактуре от эксперта МИФа
22 ноября 2023 1 923 просмотра

Мария Русакова
Мария Русакова

Что вы хотите сделать, когда закончили работу над текстом? Может быть, показать близким? Отправить редактору? Опубликовать в личном блоге? Не торопитесь. Лучше забудьте о нем на некоторое время. А во время паузы прочитайте советы Ирины Мироновой, руководителя редакционно-производственного отдела МИФа, о том, как редактировать свой текст. Принесли материал из курса «Текст как инструмент».

P.S. Хотите больше узнать о работе над книгой? Приходите на четвертый поток нашего легендарного курса «ЦЕХ»


Курс «Цех № 4»

Что хотел сказать автор?

Когда вы закончили работу над текстом, позвольте ему пару недель «настояться», а себе отвлечься и переключиться, чтобы позже посмотреть на него свежим взглядом. Этот перерыв — хорошее время для того, чтобы еще раз свериться. Задайте себе вопросы:

  • Совпадает ли задумка с финальным вариантом?
  • Для кого вы писали?
  • Как у вас это получилось?
  • Чего вы хотели достичь с помощью своего текста?
  • В чем ценность и уникальность вашего материала?

Сверив начало работы и конечный результат, вы можете лучше понять, с какой точки зрения подойти к саморедактуре: что именно нужно прокачать, добавить, подправить, улучшить.

Определив целевую аудиторию, проверьте, на том ли языке вы пишете, способен ли ваш текст запомниться читателю. Именно с этой позиции занимайтесь саморедактированием. Отрабатывайте те ключевые моменты, ради которых и рождался текст.

5 требований к структуре

Приготовьтесь к тому, что перечитать текст и «повертеть» его с разных сторон придется не один раз, чтобы он не только был уникальным, но и соответствовал пяти основным критериям.

  1. Простота изложения. Текст должен быть простым и понятным, одновременно не примитивным и не сложным.
  2. Логичность. При логичном повествовании читатель легко отслеживает связь элементов, причины и следствия, постепенно погружается в тему или сюжет.
  3. Структурированность. Текст легко воспринимается, части, главы и разделы последовательны и пропорциональны по объему, построены от простого к сложному. Есть введение и заключение, подача материала унифицирована.
  4. Лаконичность. Мысль выражена кратко и четко. Нет лишней «воды», абзацев, добавляющих объем, но не приносящих смысл, отклонений от темы.
  5. Грамотность. Неграмотный текст внушает недоверие и заставляет сомневаться в компетентности автора.

На этом этапе проверьте, удобен ли текст для восприятия читателем. Возможно, в нем чего-то не хватает: введения или заключения, пропущена глава или параграф, не раскрыта тема, недостаточно описан характер. А что-то, наоборот, лишнее. Есть отклонения от темы или неинформативные куски, которые спокойно можно удалить, и без них станет только лучше.

Посмотрите, пропорциональны ли между собой части, главы; прослеживается ли переход от простого к сложному. Источник

В художественном тексте обращаем внимание:

  • хорошо ли раскрыты герои, что можно доработать в их описаниях, характерах,
  • есть ли динамика повествования,
  • как построены и развиваются конфликты.

Убираем логические нестыковки, если они остались. В этом могут помочь 4 правила логики:

  1. Определенность. Слово имеет одно значение, а фраза — один смысл. Их нельзя понять двояко.
  2. Отсутствие противоречий.
  3. Последовательность.
  4. Обоснованность. Все мысли аргументированы.

Используйте тропы

Если вы считаете, что ценность вашего текста именно в стилистике, в эстетике, то при редактировании обращайте особое внимание на тропы и на то, насколько они уникальны. Старайтесь отдельно пройтись по этому разделу и придумать такие авторские тропы, которых нет ни у кого.

Например, нестандартно обыгрывайте избитые сочетания. О.Генри использовал словосочетание «розовые мечты» в новелле «Персики»: «Новобрачная сидела в качалке, а ее ноги опирались на земной шар. Она утопала в розовых мечтах и в шелку того же оттенка».

Текст должен быть ритмичным: выстраивайте предложения разной длины, следите, чтобы не было повторов.

Избегайте уточнений в скобках. Как правило, это лишнее. Не усложняйте, но и не отказывайтесь от сложных предложений. Простые обороты упрощают восприятие, но при этом текст может выглядеть скупым, неоригинальным. Лучше всего использовать 70–75% простых конструкций, а 25–30% — сложных.

Обращайте внимание на логическую разбивку на абзацы: абзац заканчивается там, где завершается мысль или дается описание образа, происходит маленькое событие.

Сушка для текста

Обращайте внимание, чтобы в тексте не было много длинных слов. В русском языке длинными словами считаются те, в которых четыре и более слогов. Соответственно:

Высокая читаемость — до 10% длинных слов.

Средняя читаемость — 10–30%.

Низкая читаемость — более 30% длинных слов.

Стремитесь максимально почистить текст, убирайте словесный мусор: «не секрет», «следует сказать», «нужно отметить», «всем известно», «если честно», «во-первых», «во-вторых», «например», «по идее».

«Отжимайте» свой текст. Убирайте вводные слова, штампы, повторы — то, что засоряет его и не придает дополнительных смыслов. Источник

Избавляйтесь от плеоназмов (перегруженности текста лишними словами): он кивнул головой (он кивнул), она спустилась вниз (она спустилась), он почесал свою руку (он почесал руку), свободная вакансия (вакансия). Заменяйте однокоренные слова на синонимы.

Не используйте канцеляризмы — казенные словечки и обороты: являться (это является задачей — это задача), данный (вместо этот), вести активную борьбу, оказать поддержку, провести мероприятие в установленном порядке.

Отглагольные существительные, нанизывание существительных одно на другое — тоже признак канцелярита: осуществление планов взаимодействия. Не усложняйте: например, вместо «он имеет два дома» пишите «у него два дома»; в связи с тем, что = из-за; принять решение = решить; непосредственный руководитель = руководитель.

Уходите от деепричастий и страдательного залога: экзамен был сдан ею на «отлично» — она сдала экзамен на отлично; являясь изобретателями — мы изобрели; им был совершен — он совершил.

Обращайте внимание на правильное употребление устойчивых сочетаний: иметь роль — играть значение, расставлять акценты — определять приоритеты.

Удаляйте слова-усилители: очень, абсолютно; самый, несомненно; у нас действительно максимально возможные скидки.

Не употребляйте слова-штампы: специалисты ломают голову, жизнь бьет ключом, в ближайшем будущем, куда ни глянь, в современном мире, в наши дни; так или иначе и так далее.

Убирайте неопределенные местоимения: зашел какой-то человек, некий скрытый смысл.

Избавляйтесь от повторов на уровне одинаковых и равнозначных слов: он прекрасно играл на флейте, а также он изумительно владел итальянским; все эти картины, они поражают воображение.

Обращайте внимание на избыток метафор, лишние определения: скучный и нудный фильм, чересчур заумные слова и фразы: нивелировать — уравнивать, функционировать — работать, конвенция — соглашение.

Чтобы вам было проще редактировать текст, составьте чек-лист. Например, такой:

  • Повторы
  • Однокоренные слова
  • Вводные слова
  • Штампы
  • Слова-усилители
  • Неопределенные местоимения
  • Плеоназмы
  • Уточнения в скобках
  • Канцеляризмы
  • Нанизывания существительных
  • Страдательный залог

Дополните его самостоятельно, опираясь на личные характерные особенности.

По материалам курса «Текст как инструмент»

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи