Что вы хотите сделать, когда закончили работу над текстом? Может быть, показать близким? Отправить редактору? Опубликовать в личном блоге? Не торопитесь. Лучше забудьте о нем на некоторое время. А во время паузы прочитайте советы Ирины Мироновой, руководителя редакционно-производственного отдела МИФа, о том, как редактировать свой текст. Принесли материал из курса «Текст как инструмент».
P.S. Хотите больше узнать о работе над книгой? Приходите на четвертый поток нашего легендарного курса «ЦЕХ».
Что хотел сказать автор?
Когда вы закончили работу над текстом, позвольте ему пару недель «настояться», а себе отвлечься и переключиться, чтобы позже посмотреть на него свежим взглядом. Этот перерыв — хорошее время для того, чтобы еще раз свериться. Задайте себе вопросы:
- Совпадает ли задумка с финальным вариантом?
- Для кого вы писали?
- Как у вас это получилось?
- Чего вы хотели достичь с помощью своего текста?
- В чем ценность и уникальность вашего материала?
Сверив начало работы и конечный результат, вы можете лучше понять, с какой точки зрения подойти к саморедактуре: что именно нужно прокачать, добавить, подправить, улучшить.
Определив целевую аудиторию, проверьте, на том ли языке вы пишете, способен ли ваш текст запомниться читателю. Именно с этой позиции занимайтесь саморедактированием. Отрабатывайте те ключевые моменты, ради которых и рождался текст.
5 требований к структуре
Приготовьтесь к тому, что перечитать текст и «повертеть» его с разных сторон придется не один раз, чтобы он не только был уникальным, но и соответствовал пяти основным критериям.
- Простота изложения. Текст должен быть простым и понятным, одновременно не примитивным и не сложным.
- Логичность. При логичном повествовании читатель легко отслеживает связь элементов, причины и следствия, постепенно погружается в тему или сюжет.
- Структурированность. Текст легко воспринимается, части, главы и разделы последовательны и пропорциональны по объему, построены от простого к сложному. Есть введение и заключение, подача материала унифицирована.
- Лаконичность. Мысль выражена кратко и четко. Нет лишней «воды», абзацев, добавляющих объем, но не приносящих смысл, отклонений от темы.
- Грамотность. Неграмотный текст внушает недоверие и заставляет сомневаться в компетентности автора.
На этом этапе проверьте, удобен ли текст для восприятия читателем. Возможно, в нем чего-то не хватает: введения или заключения, пропущена глава или параграф, не раскрыта тема, недостаточно описан характер. А что-то, наоборот, лишнее. Есть отклонения от темы или неинформативные куски, которые спокойно можно удалить, и без них станет только лучше.
Посмотрите, пропорциональны ли между собой части, главы; прослеживается ли переход от простого к сложному. Источник
В художественном тексте обращаем внимание:
- хорошо ли раскрыты герои, что можно доработать в их описаниях, характерах,
- есть ли динамика повествования,
- как построены и развиваются конфликты.
Убираем логические нестыковки, если они остались. В этом могут помочь 4 правила логики:
- Определенность. Слово имеет одно значение, а фраза — один смысл. Их нельзя понять двояко.
- Отсутствие противоречий.
- Последовательность.
- Обоснованность. Все мысли аргументированы.
Используйте тропы
Если вы считаете, что ценность вашего текста именно в стилистике, в эстетике, то при редактировании обращайте особое внимание на тропы и на то, насколько они уникальны. Старайтесь отдельно пройтись по этому разделу и придумать такие авторские тропы, которых нет ни у кого.
Например, нестандартно обыгрывайте избитые сочетания. О.Генри использовал словосочетание «розовые мечты» в новелле «Персики»: «Новобрачная сидела в качалке, а ее ноги опирались на земной шар. Она утопала в розовых мечтах и в шелку того же оттенка».
Избегайте уточнений в скобках. Как правило, это лишнее. Не усложняйте, но и не отказывайтесь от сложных предложений. Простые обороты упрощают восприятие, но при этом текст может выглядеть скупым, неоригинальным. Лучше всего использовать 70–75% простых конструкций, а 25–30% — сложных.
Обращайте внимание на логическую разбивку на абзацы: абзац заканчивается там, где завершается мысль или дается описание образа, происходит маленькое событие.
Сушка для текста
Обращайте внимание, чтобы в тексте не было много длинных слов. В русском языке длинными словами считаются те, в которых четыре и более слогов. Соответственно:
Высокая читаемость — до 10% длинных слов.
Средняя читаемость — 10–30%.
Низкая читаемость — более 30% длинных слов.
Стремитесь максимально почистить текст, убирайте словесный мусор: «не секрет», «следует сказать», «нужно отметить», «всем известно», «если честно», «во-первых», «во-вторых», «например», «по идее».
«Отжимайте» свой текст. Убирайте вводные слова, штампы, повторы — то, что засоряет его и не придает дополнительных смыслов. Источник
Избавляйтесь от плеоназмов (перегруженности текста лишними словами): он кивнул головой (он кивнул), она спустилась вниз (она спустилась), он почесал свою руку (он почесал руку), свободная вакансия (вакансия). Заменяйте однокоренные слова на синонимы.
Не используйте канцеляризмы — казенные словечки и обороты: являться (это является задачей — это задача), данный (вместо этот), вести активную борьбу, оказать поддержку, провести мероприятие в установленном порядке.
Отглагольные существительные, нанизывание существительных одно на другое — тоже признак канцелярита: осуществление планов взаимодействия. Не усложняйте: например, вместо «он имеет два дома» пишите «у него два дома»; в связи с тем, что = из-за; принять решение = решить; непосредственный руководитель = руководитель.
Уходите от деепричастий и страдательного залога: экзамен был сдан ею на «отлично» — она сдала экзамен на отлично; являясь изобретателями — мы изобрели; им был совершен — он совершил.
Обращайте внимание на правильное употребление устойчивых сочетаний: иметь роль — играть значение, расставлять акценты — определять приоритеты.
Удаляйте слова-усилители: очень, абсолютно; самый, несомненно; у нас действительно максимально возможные скидки.
Не употребляйте слова-штампы: специалисты ломают голову, жизнь бьет ключом, в ближайшем будущем, куда ни глянь, в современном мире, в наши дни; так или иначе и так далее.
Убирайте неопределенные местоимения: зашел какой-то человек, некий скрытый смысл.
Избавляйтесь от повторов на уровне одинаковых и равнозначных слов: он прекрасно играл на флейте, а также он изумительно владел итальянским; все эти картины, они поражают воображение.
Обращайте внимание на избыток метафор, лишние определения: скучный и нудный фильм, чересчур заумные слова и фразы: нивелировать — уравнивать, функционировать — работать, конвенция — соглашение.
Чтобы вам было проще редактировать текст, составьте чек-лист. Например, такой:
- Повторы
- Однокоренные слова
- Вводные слова
- Штампы
- Слова-усилители
- Неопределенные местоимения
- Плеоназмы
- Уточнения в скобках
- Канцеляризмы
- Нанизывания существительных
- Страдательный залог
Дополните его самостоятельно, опираясь на личные характерные особенности.
По материалам курса «Текст как инструмент»
Обложка поста — unsplash.com