Недавно в МИФе вышла первая часть темного фэнтези «Мрачный Взвод». Это история трех героев, которые охотятся на чудовищ и никак не разберутся со своим прошлым. Поговорили с автором новинки Ритой Хоффман о том, как шла работа над книгой, о любимых персонажах, писательстве и чтении.
— Рита, что вдохновило вас на трилогию «Мрачный Взвод»?
— Последние 10 лет я провела в мирах ролевых онлайн-игр и книгах, что само по себе достаточно вдохновляюще. Однажды я услышала трек группы «Сруб» и подумала: «А что, если написать книгу, один из героев которой будет мертв?» Так появился Дарий, персонаж «Мрачного Взвода». Меня вдохновили музыка и огромные миры других авторов, они показали: из ничего можно создать многое, целую вселенную, которая будет наполнена героями и чудовищами, и которую смогут полюбить реальные люди.
— Расскажите про книгу: о чем она для вас?
— Для меня трилогия «Мрачный Взвод» — история о жертвенности, о том, что можно превозмочь все, даже если ситуация кажется безвыходной. Одна из особенностей темного фэнтези — это миры, в которых не хочется жить, где выбирать приходится между злом и еще большим злом, поэтому однозначных героев в «Мрачном Взводе» нет. Каждый из них ошибается, падает и поднимается снова, старается быть хорошим другом и сберечь то, что он любит. Любыми путями, жертвуя всем.
— А кто ваш любимый герой?
— Мой любимый герой однозначно Святослав. Он для меня олицетворение той самой жертвенности, о которой я говорила выше. Всю свою жизнь он, некогда мальчишка, а теперь воин Святого Полка, жертвует собой ради единственного человека, которого любит — Варны. Она не отвечает ему взаимностью, но он не сдавается, доказывает снова и снова, что предан ей, и остается верен до самого последнего дня. Я уважаю его как человека, уважаю его выбор и то, что он пытается защищать Варну при любых обстоятельствах, несмотря ни на что.
— Как шел процесс работы над книгой?
— Мой процесс работы выглядит довольно скучно: я сажусь и пишу, потом переписываю, снова пишу, и так до тех пор, пока что-то не получится. Руководствуясь одной из книг Стивена Кинга я пишу «и на Рождество, и в день своего рождения, и на 4 июля». У меня почти не бывает выходных и во многом книги спасают меня от внешних факторов. Например, когда писала «Мрачный Взвод», я начала бороться с тревожно-депрессивным расстройством и писательство стало моей терапией. Я приходила в безымянные земли и отдыхала там, позволяла истории увести меня из реального мира, который в то время казался враждебным местом.
Написание первой книги цикла заняло у меня примерно полгода. Каждый день я работала по шесть-восемь часов (иногда и по 10, и по 12), и все получилось довольно быстро. Я уже тогда знала, что книга будет не одиночная, поэтому мне хотелось как можно быстрее продолжить историю.
— Каким читателям будет интересна ваша книга?
— На ум сразу приходят фанаты «Ведьмака» Сапковского, «Мрачный Взвод» часто с ним сравнивают. Но я бы не сказала, что наши книги похожи чем-то, кроме славянского колорита и нечисти. Думаю, читать будет интересно тем, кто любит болезненные и трагичные истории любви, мрачные миры и сражения. Учитывая то, что я сама люблю ролевые онлайн-игры, мои книги построены по принципу квестов — есть основная цепочка, а есть побочные ветки, так что, думаю, любителям онлайн-игр история тоже придется по вкусу.
Когда я писала, ориентировалась на современных любителей темного фэнтези и, мне кажется, «Мрачный Взвод» прекрасно вписывается в рамки этого жанра. Учитывая мрачность произведения и некоторую жестокость, возраст читателя должен варьироваться от 16 лет до бесконечности. Но если рамки сузить, то я бы выбрала целевой аудиторией людей, которых сейчас называют YA (Young Adult).
— Получилась ли обложка первого тома такой, как вы ее себе представляли?
— Обложка — это отдельная любовь. Я хотела что-то мрачное, то, что будет отражать суть моей истории, но даже надеяться не могла, что она получится такой крутой! Сперва мы рассматривали другие оттенки, но получалось довольно блекло. Когда я увидела кровавые сумерки и туман, сразу поняла — надо хватать!
Иллюстрации обложки и форзацев — Lancheva
— Рита, вы всегда мечтали стать писателем?
— В детстве я мечтала стать астрономом, но поняла, что у меня почти нет шансов на это, и обратилась к литературе. Писать начала в 11 лет, тогда же всерьез задумалась о том, что мне это нравится. В моей голове всегда было много историй, в какой-то момент стало понятно, что у меня неплохо выходит рассказывать их. В 13 лет я написала первое произведение, вспоминать которое без смеха, конечно, невозможно, но труда я вложила немало — 264 страницы печатного текста! Думаю, в тот момент я научилась усидчивости и привыкла к тому, что, снова цитируя Кинга, «писательство дело одинокое».
Лет с 15 была твердо уверена, что буду писать книги, и начала, конечно же, с фанфиков по любимым вселенным. Но моим родителям было все равно и меня отправили учиться на рекламщика. Потратив много тысяч рублей и пять лет жизни, я поняла, что точно не хочу работать в этой сфере и принялась искать себя. В конце концов, в моей жизни появились люди, которые сказали мне: «Напиши что-то свое, хватит писать фанфики». Я села и написала. И поняла наконец, что всю жизнь хотела именно этого — рассказывать истории. Я жалею лишь о том, что потратила столько времени, пытаясь быть тем, кем я не была, стараясь делать то, чего от меня ждали, тогда как все мое существо стремилось к литературе. Сейчас родители мной гордятся.
— Какие книги сформировали вас, как писателя?
— Я искренне считаю, что одним из авторов, повлиявших на меня, был Макс Фрай. Я выросла на его (ее) книгах, они помогли мне поверить в бытовую магию. Каждое произведение этого автора трогает меня за живое. Голос Макса — это тот голос, который звучит у меня в голове. Моя любимая книга — «Сказки старого Вильнюса», я перечитываю два огромных тома пару раз в год, чаще всего осенью и весной. Отдельные рассказы из этого сборника знаю наизусть.
Из книг детства отмечу две: «Приключения барона Мюнхгаузена» (мама читала мне ее в далеком детстве, мне было лет пять) и «Шел по городу волшебник», авторства Томина. Ее я перечитывала раз 20 и до сих пор ищу свой волшебный коробок спичек.
— Расскажите о своем писательском методе.
— Не знаю, можно ли назвать мой подход «писательским методом», но в моем мире все довольно просто — нужно писать. Каждый день и при любой погоде я сажусь за стол и пишу. Неважно, сколько я напишу — три строчки или три страницы, главное — возвращаться к тексту. Здесь я полностью разделяю взгляды Кинга: если надолго оставить историю, герои «прокиснут». Самое главное для меня — не выпадать из истории. Если сократить все это до пары строк, я бы сказала: «Пишите. Переписывайте. Работайте каждый день».
— А что вы делаете, когда не пишется?
— Если текст совсем не идет, я делаю что-то для него — создаю карту мира, генерирую героев с помощью нейросетей, ищу цитаты и скидываю их в свой ТГ-канал, обсуждаю какие-то моменты с близкими людьми. Слушаю подходящую музыку, собираю плейлисты, доски на Пинтересте. Я делаю все, чтобы оставаться внутри повествования.
Моменты, когда текст «не идет» нужно просто пережить, но я предпочитаю их перебарывать. Любую написанную глупость потом можно удалить. Как говорил Чехов, пишите: «Сегодня не пишется. Сегодня не пишется. Сегодня не пишется». В конце концов что-нибудь напишется.
— О чем вам хочется написать в будущем?
— Я хотела бы написать роман в жанре киберпанк и уже начала работу над произведением в сеттинге советского атомпанка. А еще в процессе томик гримдарка — темного фэнтези с демонами, основанного на оккультизме и культе поклонения Гекате.
Читайте фэнтези «Мрачный Взвод. Ведьмин час» и подписывайтесь на уведомление о выходе следующих томов: «Мрачный Взвод. Двенадцать дней Коляды» и «Мрачный Взвод. Пасха мертвых»