Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Писательские лайфхаки от копирайтеров МИФа
24 октября 2023 2 381 просмотр

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

В МИФе стартует писательский лагерь — двухнедельный интенсив, где учатся создавать яркие тексты. Команда копирайтеров вдохновилась идеей курса и собрала в этой статье приемы и лайфхаки, которые помогают нам в ежедневной работе. Разделили их на три блока: о подготовке текста, рабочем процессе и творческом ступоре.

О структуре текста



Пишут все! Winter camp

Как говорит копирайтер Екатерина Бахарева: «Когда пишешь постоянно, то довольно сложно отследить какие-то приемы, которые помогают тебе в работе. Они становятся как бы частью тебя, ты их просто не замечаешь. Но я попробовала записать несколько простых и действенных».

Подготовить план

При написании рассылок или лонгридов составляйте примерный план текста. Так проще распределить большое количество материала, а работа пойдет быстрее. Легче писать и подбирать информацию из источников, когда вы представляете, что будет в начале, конце и середине.

Так выглядит примерный план статьи по художественной книге:

Когда писать лид

Беритесь за лид (вступительный абзац), когда материал уже готов. Иногда при работе со статьей на свободную тему бывает трудно понять, какой текст в итоге получится. В таких случаях лучше оставить этап подготовки лида напоследок. Когда текст уже написан, перечитайте его и добавьте вступление — выйдет быстро и без особых усилий.

Забыть про заголовок

Если сложно сходу придумать заголовок или тему рассылки — можно на время забыть о них и заняться чем-то другим. Например, приступить к новой задаче или сделать перерыв. А после уже вернуться к заголовку.

«Такой способ помогал мне и раньше, когда я работала в газете, — рассказала Екатерина. — Много раз хороший заголовок приходил мне в голову в автобусе, по дороге домой, или даже вечером, когда я занималась домашними делами и точно не думала о статье».

О рабочем процессе

 

Спрятать телефон

«Мой лайфхак больше не про писательство, а про сосредоточенность и продуктивность, — пишет Елена Исупова. — Это тоже важно: когда постоянно отвлекаешься, трудно создать нормальный текст».

В книге «Путь джедая» рассказывается о любопытном исследовании. Испытуемым (548 студентам) предложили пройти тесты. Их поделили на три группы в зависимости от того, где будет находиться их смартфон: на столе, в сумке рядом с ними или в другой комнате. Емкость рабочей памяти и текучий интеллект — способность мыслить логически — ниже всего оказались у тех, кто видел любимый гаджет. Представляете? Даже если мы краем глаза замечаем заветный экранчик, мозг уже думает хуже!

Совет от Елены, проверенный на практике: убирать мобильный за ноутбук во время работы. Постепенно вы заметите, что действительно меньше отвлекаетесь.

Исследовать тему

Иногда надо подготовить статью, а вы не знаете, о чем писать. Скорее всего, вам не хватает информации. В таких случаях поможет исследование — начинайте искать данные по теме и скидывайте в файл (например, гуглдок) все, что кажется полезным и не очень: интервью с автором, его комментарии, рецензии критиков, отзывы читателей.

Как говорит Олеся Ахмеджанова: «Я всегда ищу много всего: надо сделать рассылку по книге или статью, а тема мне не знакома, — начинаю гуглить».

Когда материала станет слишком много, подумайте, что бы такого рассказать читателям. В этот момент не возникает вопроса, что писать, — теперь у вас есть выбор.

Источник

Поставить таймер

Есть такая ловушка — погрязнуть в тексте и писать его бесконечно. «Особенно легко увлечься, если готовите материал по книге и начинаете ее читать, — делится Екатерина Бахарева. — В таких случаях спасает внутренний таймер».

Когда беретесь за статью, примерно рассчитайте, сколько времени она должна занять: тридцать минут, два часа или дольше. В процессе работы периодически поглядывайте на часы. Если видите, что время подходит к концу, остановитесь и оцените текст со стороны, например, где стоит его причесать, добавить или убрать фразы. И затем — сосредоточьтесь на каждым пункте отдельно, не отвлекаясь на постороннее.

Этот способ работает не всегда. Порой на поиск полезного материала уходит гораздо больше времени, чем предполагалось. Или же вы просто устали и не можете быстро писать. В таких случаях работа неизбежно будет затягиваться.

Разобраться в задаче

Лайфхак от редактора статьи — Анны Жамьяновой. Пригодится тем, кто только начал писательскую практику и столкнулся с правками. Они — постоянная часть работы: текст редко получается хорошо с первого раза. Но есть способ существенно снизить количество исправлений или вовсе их избежать. Попробуйте сначала разобраться в задаче.

Например, вы раньше не писали текст для лендинга, но вас попросили его подготовить. Что делать? Соберите информацию о задаче — для каждой данные будут разные, но часто они сводятся к четырем пунктам:

  • продукт, о котором нужно рассказать: его характеристики, чем он полезен клиенту, кто будет им пользоваться;
  • критерии выполнения: дедлайн, объем текста, ожидаемый результат;
  • материал: какая информация у вас уже есть, к кому можно за ней обратиться, где еще поискать;
  • кто заказчик: кому отправить конечный вариант текста, будет ли кто-то еще вносить правки.

Когда вы собрали данные, быстро распишите этапы работы. Это полезно, чтобы учесть пробелы. Например, вы уже на этапе планирования можете понять, что не хватает материала. Если его может предоставить только эксперт, нужно будет запланировать встречу с ним.

Такая подготовка занимает немного времени: до 30 минут. Зато у вас на руках будет готовый чек-лист — как написать полезный для читателя текст. Останется только сесть и выполнить все по пунктам.

Создавать текст — это не только писать его. Это еще планировать, изучать материал, думать о пользе для читателя, редактировать, работать с визуальным оформлением.

Отложить на потом

«Давно заметила, что не могу делать что-то через силу: сижу над текстом дольше обычного, идей минимум, одно раздражение, а не работа», — рассказала Олеся Ахмеджанова. Если у вас похожая ситуация, то поможет лайфхак Олеси.

Когда вы чувствуете, что конкретную задачу делать неохота, а в запасе есть время, — просто отложите ее, пока не подойдет дедлайн. Накопите силы. Удивительно, но часто они приходят довольно быстро после того, как даете себе эту возможность — не делать.

А бывает, что тяжело сосредоточиться и ничего не хочется писать. Тогда попробуйте взять суперлегкую, просто элементарную задачу. А потом — чуть посложнее. Таким образом, шаг за шагом, можно закончить весь список рабочих дел.

Писательский ступор

 

Начать с конца

«Когда я не знаю, с чего начать текст, то пишу его с конца или любого другого места», — поделилась Лиана Хазиахметова, старший копирайтер.

Начало — самая важная часть, и это давит. Надо написать не просто хорошо, а блестяще. Бывает, крутишь фразы, переписываешь… Час прошел — а ты и строчки не написал! Лучше не тратить время на мысленные танцы со словами и начать писать с любого места. А когда текст готов, как правило, уже не возникает проблем с началом — слова сами приходят.

«Археологический» лайфхак

Антон Бахарев, копирайтер МИФа с 2015 года, рассказал о своем необычном приеме: «Однажды я придумал себе „археологический“ лайфхак и часто пользуюсь им как в художественных, так и в коммерческих текстах».

Прием закрывает вопрос, как писать текст, если тот не желает начинаться. Стартуйте с зацепившей идеи, яркого образа, даже просто с удачного словосочетания — в общем, с одного лишь «пикселя» текста, при этом не зная, где он в итоге окажется: в начале, в середине или в финале. А археология здесь вот при чем.

Представьте, что копаете в пустыне сокровище и вдруг слышите долгожданный звяк. Раздув песчинки, видите малюсенький фрагмент какого-то артефакта. Остальное скрыто песком. Этот пятачок — та самая стартовая идея, образ, слово. Вы не знаете, что лежит в песке: по видимой части еще не определить целое. Может, кувшин, или сундук, или вообще десятиметровая статуя из золота. Не знаете, какая вам открылась часть: середина, верх или низ. Но вы берете кисточку и аккуратно расчищаете находку. То есть привязываете к первой мысли вторую — ту, которая с ней больше всего вяжется, ко второму образу добавляете подходящий третий, и так далее. И драгоценный (или не очень) текст постепенно появляется на свет. Начавшись со звяка.

Надеемся, что наши лайфхаки помогут вам в работе. А если хотите — поделитесь своими в комментариях. Кто знает, может именно ваш совет поможет другим писать яркие тексты.

От команды копирайтеров МИФа

Что еще почитать по теме

Как писать тексты: подборка книг по писательскому мастерству

5 нескучных писательских практик, которые я испробовала на себе

А если вы  всерьез думаете о том, чтобы написать свою книгу, приходите на «ЦЕХ № 4». Выберем 5 победителей и издадим их работы. Стартуем 21 марта.

Похожие статьи