Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Либидо, психика и текст. Взгляд Ирины Гиберманн на писательство
9 октября 2023 2 790 просмотров

Мария Русакова
Мария Русакова

Есть пять потребностей, которые управляют нашей психикой: близость и надежная связь, автономность, желание открыто выражать свои эмоции, адекватные границы, креативность. Зная их, писатель может установить прочную связи с читателем, лучше понять себя и собственное творчество, легче принимать критику. Об этом рассказала психотерапевт Ирина Гиберманн в рамках курса «Текст как инструмент». Делимся фрагментом вебинара.

Если хотите узнать о текстах больше, подписывайтесь на уведомление о новом потоке или приходите на осенний практикум «Пишут все!» уже 13 ноября — вас ждут 2 недели интенсивной работы.

Потребность № 1. Близость и надежная связь

В первый раз эта потребность появляется у нас в детстве. Когда мама берет младенца на руки, прижимает его к груди, он узнает ее запах, слышит, как бьется ее сердце, знает, какая она на вкус, знает, какая она теплая, нежная. Все это и есть близость и надежная связь.

В тексте потребность в близости может проявляться на разных уровнях. В использовании темы, заголовков, при описании характеров. В понимании, к чему влечет или не влечет писателя. В какие фазы автор перестает писать? Как правило, это не страх белого листа, а потеря интереса. Текст вдруг становится чужим.

При работе с текстом автору важно испытывать близость к тому, что он пишет.

Для читателей потребность в близости выражается в понимании построения текста, принятии темы. Логичность мысли, развитие сюжета, проработка деталей — все имеет значение. У читателя должно возникнуть любопытство, ощущение, что писатель взял его за руку и провел по собственному миру, те самые «бабочки в животе» или либидо.

Термин «либидо» использован совсем не случайно. Либидо ― это то, в чем измеряется наша психическая энергия. Всё, что влечет, манит, побуждает к действию, вызывает любопытство, и за этим всегда следует революция, развитие.

Потребность № 2. Автономность и самость

Автономность и самость возникают в тот момент, когда у ребенка есть речь, он может сказать «да» или «нет», «буду» или «не буду», «хочу» или «не хочу», «делай» или «не делай». Действие рождает автономность. Для писателя это значит следующее: «Я как автор в состоянии претворить в жизнь то, что я себе придумал».

Самость — проявление действия индивидуальным способом. В силу своей биографии, опыта, происхождения, любви к определенным языковым формам, оборотам, витиеватостям авторы заполняют все вокруг своим видением. То, как автор плетет полотно текста, его почерк, индивидуальный стиль, — и есть выражение его самости.

Через текст автор становится видим для мира. — Источник

Потребность № 3. Открыто и свободно выражать свои эмоции

Эта потребность означает, что если человеку грустно — ему грустно, если он рад — он проявляет свою радость. Ему не нужно подстраиваться под других или ситуацию.

Важные вопросы для автора: насколько он выражает свои эмоции в книге? Дает ли себе возможность на фоне абсолютного счастья внутри семьи написать грустную книгу? Позволяет ли в тяжелые периоды жизни инвестировать свои силы в то, что приносит ему удовольствие? Может ли показать текст другому человеку, отказавшись от ожиданий, предлагая выражать эмоции так же свободно и открыто?

Потребность № 4. Адекватные границы и саморегуляция

Это означает, что автор для себя понимает: мир большой. Никогда и ни в какой теме он не охватит всего, он имеет право чего-то не знать, издать текст как фотографию — как снимок того, что есть здесь и сейчас.

Многие страдают от самокритики: «Я плагиачу, присваиваю себе чужое или это действительно родилось внутри меня?» Мысль может быть одинаковой, но когда писатель проживает ее внутри себя и облекает в слова, она меняется. Он добавляет к ней свои итоги, инсайты и откровения. В этом и есть разница.

Каждый автор привносит в текст самого себя. — Источник

Потребность № 5. Креативность и игра

Будучи детьми, мы креативно познаем мир через игру, через знакомство, через «давай дружить, давай что-то откроем, давай попробуем». В нас это бурлит, кипит, нас ведет по жизни то самое либидо.

Креативность и игра — то, чем мы больше всего цепляем читателя. Это квест, где мы от страницы к странице открываем для себя и аудитории что-то новое.

Но когда автор должен что-то «родить» из необходимости, все меняется. Сложно, когда над писателем довлеют сроки и ожидания — ожидания от самого себя, от издательства или тех людей, кто меня читает. Это ожидание звучит так: «А что, если я перестану писать так, как когда-то писала, что, если я испишусь?»

На этот случай есть замечательный прием: взять, например, уже вышедшую авторскую статью и написать новый материал на эту тему. Со временем отношение к теме может измениться. И любой автор может смело говорить об этом.

По материалам курса «Текст как инструмент» и книги «Живу как хочу».

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи