Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Хтонические существа и загробный мир. 5 увлекательных мифологических сюжетов
11 сентября 2023 1 506 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Когда знакомишься с мифотворчеством разных народов, поражаешься разнообразию и яркости сюжетов. Но в то же время замечаешь, как много общего во взглядах на мир самых разных этносов, культур и эпох. Полистали нашу чудесную новинку «Главное в истории мифологии» и принесли 5 любопытных историй.

Мифы о возникновении гор



Главное в истории мифологии

Горы представлялись людям обителями богов и могущественных существ. Такую роль отводили древние греки горе Олимп. На вершине мифической горы Меру обитали небожители ведических сказаний, а сама она считалась центром Вселенной, осью Мира.

В японской мифологии особое место отводилось горе Фудзи, с вершины которой начинался путь к источнику бессмертия. У христиан и иудеев священными считались горы Арарат и Синай, где Бог дал Моисею десять заповедей. Иранцы почитают гору Хара, жители Тибета — Кайлас, а австралийские аборигены — гору Улуру.

И происхождение гор тоже было божественным. Чаще всего в мифах их возникновение связывалось с сотворением мира или битвами богов со злыми силами, как в мифе о колоссальном змее Вритре, которого разрубил на части Индра. В скандинавских мифах рассказывается, что горы появились из костей великана Имира, убитого богами-асами.

В одном из мифов австралийских аборигенов повествуется, что в древнее «время сновидений» боги создали реки, растения, зверей и людей, а сами превратились в скалы, ставшие местами силы. А в самом почитаемом скальном образовании — горе Улуру — находятся источник «священной энергии» и пещеры, ведущие в потусторонний мир. Улуру возникла сама собой, поднявшись из-под земли, чтобы поглотить души людей, погибших в схватке двух племен. Ведь Улуру — это не совсем гора, а мифическое существо, прячущее голову в песке.

Есть много мифов и легенд, в которых возникновение гор связывается с гибелью богов или великанов. Так, в Кавказских горах распространена легенда об отце и сыне — богатырях-великанах Эльбрусе и Бештау. Эльбрус влюбился в жену своего сына красавицу Машук и похитил ее. Разгневанный сын вызвал отца на бой и разрубил ему голову ударом меча. Но и Эльбрус не пощадил сына. Они оба погибли и превратились в горы. За ними последовала и красавица Машук, не выдержав горя. Так появились на Кавказе горы: Эльбрус с рассеченной вершиной, Бештау и Машук.

Мифы о хтонических существах

Хтонические существа — фантастические и часто чудовищные обитатели подземного мира. Само их название происходит от греческого слова «почва» и имени древнегреческой богини земли-почвы Хтонии. Эти существа олицетворяют дикую стихию земли как тяжелой инертной массы, способной, однако, иногда содрогаться и вызывать разрушения. Чаще всего хтонические твари имеют чудовищный змееподобный образ или выглядят как гигантские полулюди-полузмеи, многоголовые и многорукие.

Яркий пример хтонических существ — наги из индуистской мифологии и их повелитель, гигантский многоголовый змей Шеша. К хтоническим существам славянской мифологии можно отнести Змея Горыныча, известного своей страстью к разрушению, и Кощея Бессмертного — обитателя мрачных пещер, связанного с царством мертвых.

В скандинавских мифах также есть хтонические существа, связанные и с подземным миром, и с миром мертвых. В первую очередь это змей Нидхёгг — хранитель нижнего уровня Вселенной. Он известен тем, что подгрызает один из корней священного Мирового древа Иггдрасиля. А другой змей — сын бога Локи Ёрмунганд — плавает в Мировом океане и опоясывает всю землю.

В адыгейских мифах тоже есть хтонический персонаж Емыжень — чудовище с телом дракона и головой великана. Он необычайно силен, вечно голоден и мечтает проглотить Солнце. А в славянских мифах обитает огромный Индрик — зверь, который живет под землей и копает ходы своим рогом. Он над всеми зверями зверь.

Но наиболее разнообразна хтоническая «фауна» в древнегреческих мифах. Царство мертвых бога Аида и его самая мрачная часть — Тартар — довольно густо населены всякими чудовищами. Там обитают сторукие и пятидесятиголовые сыновья бога Урана — великаны-гекатонхейры. В подземелья Тартара их заточил сам Уран, испугавшись необузданной мощи и ярости сыновей. Гекатонхейров сторожит Кампе — змееподобное чудовище с головой женщины.

Геракл и Цербер. Генрих Альдегревер, 1550 г.

Там же, в мире мертвых, обитает стоглавый получеловек-полузмей Тифон. Даже сам Зевс с трудом смог его победить, придавив огромной скалой. Не менее ужасна и жена Тифона — Ехидна: чудовище с лицом прекрасной женщины и телом змеи. А врата в царство Аида сторожит сын Тифона и Ехидны, трехглавый пес Цербер.

Календарные мифы

Календарные мифы объясняют причины смены времен года. Это очень древняя и важная группа этиологических мифов, поскольку жизнь людей зависела от погодных условий и смены сезонов. Причем речь идет не только о народах-земледельцах, где эта связь очевидна. Охота и рыболовство тоже носят сезонный характер. Миграции птиц, нерест рыбы, появление приплода у животных, смена шкурок пушных зверей зависят от сезона.

Смена сезонов наводила на мысль об установленном богами сакральном порядке и требовала объяснения.

Основным календарным мифом был миф об умирающем и воскресающем боге, который олицетворяет умирающую осенью и возрождающуюся весной природу. Чаще всего он гибнет в схватке со злыми силами. В Древнем Египте погибает Осирис в битве с Сетом, который разрубает тело бога на четырнадцать частей. Собрать их и тем самым сделать возможным воскресение Осириса смогла его сестра и жена Исида.

В Древней Греции такими возрождающимися богами были растерзанный вепрем Адонис и дочь богини плодородия Деметры Персефона, спасенная из мира мертвых, куда ее заманил Аид. Умирающими и воскресающими были финикийский бог плодородия Таммуз, хеттский бог Телепину.

В славянской мифологии есть миф о боге Яриле, олицетворяющем оплодотворяющую, живительную энергию Солнца. Ранней весной он спускается на землю еще совсем юным и идет по полям босым. В одной руке у него пучок ржаных колосьев (символ жизни), в другой — череп (символ смерти). За ним ступает белый конь с золотой гривой. Постепенно Ярило становится взрослее, превращается в юношу, потом в зрелого мужа, а затем, отдав свою жизненную силу земле, начинает стареть. Ко дню летнего солнцестояния он приходит совсем дряхлым, и люди его хоронят. Обряд похорон Ярилы, кстати, сохранялся в деревнях еще в XIX веке. Но умирает Ярило не окончательно, как не умирает брошенное в землю зерно. После зимнего солнцестояния он возрождается маленьким Колядой.

Мифы о загробном мире

Смерть всегда вызывала у людей и страх, и наполненный сверхъестественной жутью интерес. Что там, за гранью жизни? Может ли мертвец вернуться и принести вред живым? Куда исчезает душа человека? Все эти вопросы требовали ответа и породили множество мифов и сказаний о загробном, потустороннем мире — месте посмертного существования человека или его души.

В сказаниях первобытных народов загробный мир чаще всего находился на небе, а Млечный Путь был дорогой или рекой душ. В архаичных мифах мир мертвых ничем не отличался от мира живых. Так, у нивхов, одного из народов Приамурья, загробный мир назывался Млыво, и существование в нем напоминало жизнь земного поселка. Там есть свои Луна и Солнце, а люди охотятся, ловят рыбу и даже женятся.

Представление о том, что мир мертвых во всем копирует мир живых, стало причиной появления обычая класть в захоронение вместе с умершим предметы обихода, оружие, украшения и пищу на первое время.

Сказания о рае и аде как местах загробного существования праведников и грешников появились сравнительно поздно. Например, в Древнем Египте все умершие попадали в одно место — Дуат, мрачное царство Осириса, где их по решению суда Анубиса либо наказывали, либо поощряли. Представления о рае и аде не было даже в Античности. В мифах Древней Греции загробный мир, или царство Аида, — холодное, мрачное место, где уныло бродят тени умерших, быстро забывающие свое смертное существование.

А вот в мифологии скандинавских народов уже есть противопоставления двух загробных миров. Первый — Валгалла в мире богов, куда отправляются души воинов, погибших в бою. Там они могут целыми днями пировать, драться и любить прекрасных валькирий. Второй, загробный мир Хельхейм, — царство богини смерти Хель. Это мрачное темное пространство, где страдают от холода и голода души тех, кому не повезло умереть с оружием в руках.

Сцены буддийского ада. Япония, XIX в.

Но наиболее детально проработана концепция рая и ада в библейских сказаниях. И загробный мир в них — место посмертного воздаяния за праведные поступки и грехи.

Мифы о трикстерах

Трикстер (от англ. «обманщик») — популярный персонаж мифов, и его можно назвать культурным героем, хотя поведение его чаще всего совсем не героическое. Это шут и мошенник. Он воплощает и черты этноса — творца мифов. Ложь, хитрость, изворотливость, любовь к злым шуткам присущи людям не в меньшей (а то и в большей) степени, чем благородство и самопожертвование.

Самый известный мифический трикстер — бог лжи Локи из скандинавских мифов. Он участвует во всех авантюрах богов и часто хитростью помогает им выйти из затруднительных ситуаций.

Например, Локи, превратившись в кобылицу, соблазнил и увел коня великана, который по договору с асами строил Асгард. Строитель, оставшись без тягловой силы, не управился в оговоренный срок, и боги с чистой совестью не отдали ему обещанную плату. Но тот же Локи украл золотые волосы невесты Тора, красавицы Сиф, и помог найти средство, чтобы убить бога света Бальдра.

Локи. Иллюстрация из книги «Скандинавские мифы»

Образ трикстера популярен и у представителей архаичных племен. Так, в мифах североамериканских индейцев много историй о хитрых и ловких животных или людях, наделенных сверхъестественными способностями, чаще всего сексуальной силой. К таким персонажам относится, например, Вакджункага, нарушивший все племенные нормы.

В архаичных мифах в роли трикстеров часто выступают самые умные и хитрые животные: у африканских племен — обезьяны, у индейцев — койот, лис или ворон, а в мифах эскимосов и инуитов — повелитель волков Амагук.

Но трикстером может быть и сверхъестественное существо, и даже бог. Так, в карело-финском эпосе таким хитрецом и злым шутником стал дух леса Хийси, в мифах Древней Греции — бог Гермес, покровитель торговцев и воров. А в кельтской мифологии в роли трикстера выступает сам Луг — один из верховных богов, повелитель сверхъестественного племени Туата Де Дананн.

По материалам книги «Главное в истории мифологии».

Иллюстрации — из книги.

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи