Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
10 вредных советов книжному редактору
8 сентября 2023 1 494 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

От идеи до своего места на полке каждая книга проходит длинный путь. Со стороны он похож на магию, только вместо заклинаний здесь — работа большой команды. Свою команду для каждой книги собирает редактор. В этом материале Надя Молитвина, руководитель редакционной группы «Гуманитарный нон-фикшн» в МИФе, рассказывает про его роль и дает несколько очень вредных советов.

1. Не отвечай на письма сразу

Хорошее письмо должно отлежаться. Недельку, месяц, второй… Автор волнуется и спрашивает, что ты решил насчет рукописи? Переводчик грозится взять другую работу? Дизайнер давно передумал доделывать для тебя эскиз? Корректор интересуется, где его деньги? А тот самый художник, за которым ты гонялся полгода, говорит, что готов взять проект, только если получит ТЗ до конца недели? Подождут. Внештатников много — ты один. Иначе как ты будешь ругаться на сотни непрочитанных писем в начале рабочего дня и делать красивые скриншоты для соцсетей?

2. Делай всю работу сам

Никто лучше тебя не расставит запятые, не выровняет поля в верстке, не сделает цветокоррекцию и не нарисует иллюстрацию. Никто не знает, как переводится вот это слово и почему вот эта сноска на самом деле лишняя. Не отличаешь тануки от кицунэ в японской мифологии — просто перепиши все сам. Не забудь дать обратную связь тому дизайнеру, который в пятый раз пытается угадать, что на самом деле ты имел в виду, попросив в ТЗ «поиграть шрифтами». Говорят, что с рукописью работают несколько корректоров, литературный, научный и технический редакторы, верстальщик, дизайнер, иллюстратор, арт-директор, маркетолог, копирайтер… Ты сделаешь лучше (но это не точно).

Чем на самом деле занимается редактор в книжном издательстве (а заодно чем литературный редактор отличается от ответственного и ведущего), можно узнать в октябре на курсе «Я — редактор»

3. Делай вид, что считал бюджет

Математика не для редакторов. Что значит не можешь позволить себе низкую рентабельность? Цены на книги вон какие высокие, а ты хочешь, чтобы твою книгу купили все. Пусть будет бесплатная. Плюс-минус миллион на печать. Плюс-минус миллион на макет. С ляссе, цветными иллюстрациями и цветным обрезом. Выпустишь какой-то тираж по какой-то цене. Как это ты опять забыл посчитать половину расходов и уходишь в минус? Что делает редактор вместо того, чтобы работать с текстом, понимаешь примерно на десятом варианте расчетов из типографии (не шутка!).

Можно раскинуть бюджет на картах. Но лучше использовать МАК по назначению — для погружения в глубины своего подсознания (на фото метафорические карты «Северные предания Йона Бауэра»)

4. Не «очищай» права

Все, что подходит для книги, не сомневаясь ставь в книгу. Тебе будут говорить про авторские права и — о ужас! — какие-то договоры. Просто возьми эту чудесную иллюстрацию из Интернета и этот текст, который кто-то так добросовестно за всех написал. Про правила цитирования и интеллектуальную собственность пусть рассказывают юристы в юридических книжках. Скачай себе самую дорогую фотографию на безымянном фотостоке и никогда не указывай автора. Можешь поставить ее на обложку, чтобы точно заметили. А когда придет иск из суда, просто сделаешь невинное лицо — оно точно поможет избежать штрафов.

5. Не исправляй сюжет

Оставь сюжет на совести автора. Пусть читатель как следует пострадает, если запутается в главных и второстепенных сюжетных линиях. Пусть сам заполнит логические дыры. Никто не вспомнит, с чего начался вон тот 1000-страничный роман, который ты зачем-то вообще редактировал. Все равно для настоящего героя обязательно нужен «рояль в кустах».

6. Редсовет — время для себя

Однажды ты заметишь, что коллеги с самого утра делают вид, что жизненно важно в очередной раз обсудить сотую по счету новинку. Замедлись. Послушай, как все придумывают какие-то названия и правят структуру книг. Будь у тебя больше времени, ты тоже мозгоштурмил бы и обсуждал концепт, формат и бумагу — но только не в этот раз. Пусть все решат без тебя.


Удачное название придумывается не сразу, иногда спустя не один десяток вариантов и несколько дней (или недель) обсуждений и утверждения с авторами. Но когда все удается, получается так

7. Выбирай авторов не глядя

Выбирая автора, не смотри, кто он и чем занимается. В какой теме эксперт, какие издал книги, какие прочитал лекции. Не проверяй, где учился и насколько он публичный. Не ищи отзывы о работе. Не спрашивай, хочет ли участвовать в продвижении. Выходя на новый книжный рынок, не смотри рейтинги и выброси уже наконец все каталоги и рекомендации агентов из почты. Твой автор придет к тебе сам и напишет бест.

8. Расставляй приоритеты по душе

Чем больше списков ты заведешь, тем продуктивнее будешь работать. Список на стикерах, список на пачке листов А4, в ежедневнике, в заметках, в гугл-документах, в календаре. А еще скрины на рабочем столе и воооон тот старый офлайн-файлик, в который попадает список списков. Откладывай задачки, как только они сгорели, берись за то, что можно не делать, — так ты точно побьешь рекорд продуктивности. Расставив приоритеты, можешь сыграть в русскую рулетку типичного редактора: успеет ли книга выйти в поставленный срок?


Побольше списков — и все перемешать. Шутка. Если нужен интересный рецепт, лучше загляните в эту шикарную поваренную книгу

9. Забудь о книжных ярмарках

Книжные ярмарки не для тебя. Ты выше того, чтобы работать на стендах. Зачем тебе видеть читателей? Знакомиться с авторами? Смотреть на новинки других издателей? Что ты не видел во всех этих сериях, которые так расхваливают коллеги по цеху? Российская или международная — ни одна ярмарка просто не сможет тебя удивить.


Соавтор книги «Интимная Русь» Наталья Серегина и автор вредных советов Надежда Молитвина на Московской международной книжной ярмарке-2023

10. Тренды — для слабаков

Тебе скажут, что книги на трендовые темы продаются лучше. Но кому не осточертело само слово «тренд»? Пусть в издательском портфеле не будет ничего, что может считаться трендовым, рейтинговым и популярным. Тренды исчезнут — а тираж в 500 экземпляров той самой книги, за которую ты однажды выложил огромный аванс, — останется навсегда.


На волне интереса к цвету пришло время книги, которая долго ждала своего часа в «самотеке»

Опытный редактор без труда предложит вам еще пару десятков идей, как найти свое место в книжном мире и исполнить мечту книголюба. Но будьте внимательны: даже самый на первый взгляд безобидный совет на практике может оказаться вредным 😉

Похожие статьи