Включаешь вебинар и мигом начинаешь зевать. Делаешь конспект, а потом не можешь разобрать свои же заметки. Зубришь новое, но в голове все равно чистый лист. Знакомо? Это не значит, что с вами что-то не так. Скорее всего, процесс обучения выстроен неэффективно. Профессор Гарварда Дэн Уиллингэм разработал революционный метод, чтобы освоить что угодно, и рассказал о нем в книге «Учись как профи». Вы сможете брать максимум из лекций и читать сложные книги, не теряя запал и концентрацию.
Записать или понять?
Люди говорят примерно в шесть раз быстрее, чем пишут: 120 слов в минуту против 20. Вот почему конспектировать так трудно. Мы ускоряемся в отчаянной попытке не отстать, но в итоге страдает понимание. Записываем что-то вроде: «Технологические инновации обычно похожи на оболочку пирога, где нет половины начинки» и думаем: «Разберусь позже!» Увы: позже это будет иметь не больше смысла, чем сейчас.
Если лекция насыщена деталями, но проста для понимания, сосредоточьтесь на том, чтобы больше записывать. Если материал более абстрактный — сосредоточьтесь на смысле, пишите кратко и своими словами.
Знал, но забыл
Небольшой эксперимент. За минуту назовите как можно больше животных. Когда почувствуете, что не можете вспомнить больше ни одного, остановитесь. Но что, если назвать «животных, которые живут в Австралии»? Или «животных, которых продают в зоомагазине»?
Психологи Джеймс Пичерт и Ричард Андерсон показали, как работает этот принцип. Они дали испытуемым описание двух мальчиков, которые прогуливали школу и торчали дома. Все получили один отрывок, но кому-то было велено читать его с точки зрения грабителя, а кому-то — покупателя. Первые запомнили: боковая дверь никогда не заперта, а у отца Пита коллекция редких монет. Вторые заметили новую отделку и протекающую крышу. Этот лайфхак можно использовать и для запоминания нового.
Ничегошеньки. Не. Понял
Представьте: уже 15 минут лектор объясняет что-то сложное — скажем, правило октетов в химии, — и вы понимаете, что… Вообще. Ничегошеньки. Не. Поняли. Можно ли попросить объяснить все заново? Большинство людей в этой ситуации чувствуют себя глупо.
Тогда преподаватель сможет подстроить объяснение под вас (и сократить его), а вы получите преимущество, показав, что стремитесь разобраться, а не ловите мух.
Вот что еще ждет полезного вас под обложкой:
- Как понимать сложные книги
- Совет № 49: чтобы вспомнить ответ на экзамене, представьте себя там, где вы готовились к нему
- Повторение про себя, карточки, чтение учебника: почему это не работает
- Ох уж эта прокрастинация
- Почему читать и выделять главное — плохая идея
- Советы не только для учеников, но и для преподавателей
…300+ страниц о том, как учиться легко и с удовольствием.
Новая профессия, психология и культура, иностранные языки и повороты истории. Когда мы учимся, то открываем мир, полный сокровищ. Эта книга — набор путешественника, исследующего новые края собственный мозг.
По материалам книги «Учись как профи»
P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.
Обложка поста — freepik.com