Недавно в группе МИФ.Прозы Вконтакте и в нашем телеграм-канале мы собрали вопросы читателей Марине Суржевской, автору трилогии «Двериндариум» (о магическом острове, на который с помощью чар и обмана попала сирота Вивьен). Зачитались и вопросами, и ответами. Некоторыми из них с удовольствием делимся в блоге.
Марина, как к вам приходят идеи?
Я не знаю, как живут люди, к которым идеи не приходят. Это моя жизненная норма, голова постоянно генерирует сюжеты, образы, диалоги, ситуации.
Было ли страшно заставить себя сесть за написание первой книги?
Если речь о самой-самой первой, которую я выложила в интернет, а это был «Ветер Севера», то нет, страшно не было. Это было развлечение, игра, просто какой-то досуг, я тогда не думала, к чему все это приведет. Я просто писала историю, она обрастала читателями, и все были довольны. Страшно стало потом, когда я поняла, что читателей у меня много и они хотят новых историй.
Что стало решающим толчком в вашей жизни, приведшим вас к написанию книг?
Все просто: у меня появилось для этого свободное время.
Какой дар вы бы хотели вынести из Двериндариума?
Заставили задуматься. Ну если можно выбрать любой-любой дар, то я хотела бы два. Первый — знать все языки мира, второй — свободно перемещаться по этому миру без всяких транспортных средств, телепортироваться. Правда, обладай я такими дарами, вы не увидели бы ни одной моей книги, потому что я была бы очень занята изучением разных стран и народов.
Кто ваш любимый персонаж из цикла «Двериндариум»?
Трудно выбрать. Но, наверное, это мужские персонажи — Кристиан, Ржавчина и Киар.
Второй том трилогии
Было ли у вас такое, что вы герою выбирали одно имя, а при написании понимали — ну не подходит оно ему, и имя меняли? И еще: вносите ли вы в характеры ваших персонажей черты характера ваших знакомых?
Чаще всего имя я знаю сразу, но бывают случаи, когда меняю его, да. Так, например, было с Энни из «Чудовища Карнохельма», изначально девушку звали Эмбер, но имя для нее оказалось слишком тяжелым, каменным, пришлось заменить на более нежное.
У меня есть один герой, черты которого совершенно точно списаны со знакомого человека. Конечно, в книге они гипертрофированы, все-таки герой там не совсем человек, но основные моменты узнаваемы. Я говорю о Лексе Рауте. Но в основном — нет, я продумываю персонажа в рамках его жизни, обстоятельств, которые на него повлияли и сформировали характер и мировоззрение, а черты моих близких пусть у них и остаются.
У вас всегда интересные названия книг, как вы их находите?
Название почти всегда приходит сразу, вместе с сюжетом и основной интригой. Редко бывает, что не приходит, тогда сижу и думаю. Перебираю. Слушаю, как звучит и что меня цепляет, что резонирует с книгой.
Странный, но жутко интересный вопрос: в каких случаях вы убиваете своих персонажей?
Если это нужно сюжету, конечно. И хоть в романтическом фэнтези не принято активно убивать своих персонажей, но иногда приходится, если это требуется для развития истории.
Как по-вашему, существует ли вдохновение или есть только целенаправленная работа?
Вдохновение, несомненно, существует, и все писатели знают это чувство полета. Но вдохновение ничто без целенаправленной работы.
Выгорали ли вы при написании книг? Были ли такие моменты, что все хотелось бросить и уничтожить…. И как вы с этим боролись (если да)?
Это происходит регулярно. Желание бросить писательство и забыть все это как страшный сон. Просто потому что писать книги — это не только удовольствие, но и работа, в которую надо вложить много сил, эмоций, времени и своей энергии. Конечно, случаются моменты, когда хочется все это бросить. Но потом… потом отдыхаю, восстанавливаюсь, приходит в голову очередная идея… и все начинается заново.
Обычно вы продумываете весь сюжет перед написанием книги или предпочитаете импровизировать?
Я не представляю, как можно писать историю, не зная, чем она закончится. У меня почти все сюжеты закольцованы, в тексте есть подсказки, по которым мы с читателями двигаемся. Я всегда знаю начало, основной сюжет и финал, это «скелет», а в процессе работы он обрастает «мясом» — деталями.
Скажите, как вам удалось так прописать эмоции и химию между главными героями, что их энергетика чувствовалась даже в моем теле, вплоть до кончиков пальцев?
Мои книги в целом отличает эмоциональность, я все чувствую ярко и поэтому так же рассказываю читателям. Мне повезло (или нет, не знаю) испытать много разных эмоций и переживаний, я накопила большой опыт проживания различных чувств. И теперь, работая над книгой, я достаю нужные и вкладываю в историю. Ну или я просто хороший писатель.
Какой совет вы дали бы начинающим авторам?
Не слушать советов, не смотреть на чужой путь, садиться и работать над своей книгой.
Нейросети заполнении интернет. Рисунки, сделанные с их помощью, очень востребованы. Они даже побеждают в художественных конкурсах. И уже сейчас есть нейросети, которые способны генерировать текст. Как вы думаете, искусственный интеллект сможет в ближайшем будущем заменить писателей? И что сегодня надо делать автору, чтобы не быть выброшенным на обочину писательского ремесла и не проиграть битву с нейросетями?
Хороший вопрос, очень в духе времени. Честно говоря, такая перспектива немного меня пугает. Даже не как писателя — если я не буду писать, то найду себе другое занятие, у меня достаточно увлечений. Это пугает в глобальном смысле. Книга — это история о человеке. Всегда. Его путь, проблемы, отношения, чувства, развитие, опыт и выводы, преодоление жизненных обстоятельств, потери, новая надежда и так далее. Автор тоже вкладывает в историю часть себя, своего мышления, своей души, если угодно. Что вложит машина? Нарезку из чужих книг? Винегрет из случайно слепленных сюжетных поворотов, без внутренней логики или чувств? Мне как-то не хочется читать такую книгу, даже если ее слепят хорошо и правильно.
Конечно, такие книги появятся, они уже есть. Но! Машина не может обладать талантом, интуицией, жизненным опытом. Она просто генерирует куски текста, опираясь на то, что было создано человеком. Не может прочувствовать то, что она создает. У нее нет вовлечения и сопереживания, нет эмпатии. Да, нейросети будут развиваться и совершенствоваться. Но ведь хорошая книга — это не просто набор букв, так? Это нечто большее. То, что будит воображение и чувства. То, что обладает искрой или частью души. Для меня так.
Ваши родные и близкие поддерживают ваше творчество? Читают? Ждут новых книг? Возможно, влияют на развитие сюжета?
Нет, родные не читают, по крайней мере, я об этом не знаю. Но я и не хочу, чтобы они читали или как-то участвовали в написании. Книги занимают много моего времени, а с родными и близкими я хочу от них отвлекаться. При всей моей огромной любви к книгам, я не хочу жить только ими.
Могли бы вы рассказать три факта о себе, которые, по общим представлениям, не вяжутся с образом писателя романтического фэнтези?
Для начала знать бы, какой образ у писателя романтического фэнтези? Это кто-то воздушный и мечтательный с бокалом сухого вина или крепчайшего кофе, вместо сна стучащий по клавишам старинной печатной машинки? Вокруг царит творческий беспорядок, витают клубы дыма от сигарет и погасших свечей, шею обвивает фамильный жемчуг, колени — потертый бархат, а стены украшают картины сюрреалистов и желтые пергаменты со стихами Байрона? Мимо-мимо. Не знаю, насколько эти факты за или против писательского образа, но:
- Я не имею вредных привычек и ратую за здоровый образ жизни и спорт.
- Я стараюсь работать и писать днем, потому что ночью я люблю спать.
- Я не отождествляю себя с героями или злодеями своих книг.
- Я не люблю жемчуг, бархат и Байрона, в интерьерах предпочитаю минимализм.
- На моем рабочем столе только ноутбук, блокнот, ручка и кружка. Ну еще кот, но его я регулярно пытаюсь выгнать (безрезультатно).
- Я люблю кофе, ладно.
Подписывайтесь на каналы МИФ.Прозы ВКонтакте и в Телеграме. Там делимся анонсами, комментариями авторов, классными цитатами и фрагментами новых романов и обложек