Евгения Горбачева — профессиональная художница-акварелист, чьи работы выставлялись на международных выставках и биеннале. В книге «Портреты моря и воды» она знакомит с акварелью и рассказывает, как ее приручить. Собрали в статье частые ошибки начинающих художников и подсказки, как с ними справиться.
1. Сухие краски
Если вы используете краски из кюветок, то за 10 минут до начала работы увлажните их с помощью пульверизатора. Краски размягчатся, так вам будет проще набирать пигмент кистью.
Кюветки — краски в маленьких прямоугольных или квадратных пластиковых ячейках
2. Неправильный набор пигмента
Новички набирают его очень робко, на самый кончик кисти. А если краски не подготовлены к работе, шанс нарисовать звонкую и свежую картину с правильным насыщенным тоном близится к нулю. Не бойтесь брать пигмент, особенно если пользуетесь красками в кюветках. Набирайте краску на всю длину ворса, погружая его полностью в емкость, немного надавливая и выполняя круговые движения кистью. Набирать пигмент кончиком кисти можно только, если вы пользуетесь свежей краской из тюбиков.
Эти советы относятся к технике работы по-сырому алла прима, когда мы хотим закончить картину за один сеанс. В лессировочной технике, когда краски наносят на бумагу тонким просвечивающим слоем, и в стиле гиперреализм приемы отличаются, но сегодня речь не о них.
Чем смелее и свободнее вы будете обращаться с кистью, тем быстрее достигнете желаемого результата.
3. Попытка залить большие участки с помощью тонкой кисти и коротких мазков
Начинающие акварелисты часто берут слишком тонкую кисть, чтобы залить небо. Но таким способом вы не успеете сделать плавный градиент: краска высохнет. Чем более широкую кисть вы возьмете, тем проще будет осуществить заливку. Это касается не только неба и водной глади, но и элементов архитектуры, растительности и прочего.
Используйте тонкие кисти для проработки отдельных штрихов и деталей, например, когда рисуете людей.
4. Нарушение водного баланса
Это, пожалуй, самая распространенная ошибка и самая большая сложность для новичков. Обратите внимание: чем больше воды на бумаге, тем меньше ее должно быть на кисти, и наоборот. Увы, данное правило действует не всегда, в некоторых случаях оно не применимо. Только практика поможет разобраться и найти правильное соотношение.
Если лист сухой и вы набираете недостаточно воды на кисть, плавная заливка может не получиться: из-за нехватки воды мазки будут высыхать раньше времени и между ними образуются заметные стыки.
Но тут поможет маленькая звуковая подсказка: если вы слышите, как кисть шуршит по бумаге, значит, воды не хватает либо на кисти, либо на бумаге. Кисть должна скользить беззвучно!
5. Избыток воды на кисти при работе над первой заливкой
Эта может привести к тому, что на бумаге и на планшете образуются лужи. Одна из опасностей в том, что вода с планшета будет обратно впитываться в бумагу, вытесняя уже имеющийся и немного подсохший красочный слой. В итоге вы увидите странные светлые узоры, напоминающие иней, по краям листа. Не забывайте убирать излишки воды с планшета с помощью салфетки, чтобы избежать подобных «сюрпризов».
6. Слишком много воды на кисти при рисовании поверх красочного слоя
Эта ошибка часто встречается при попытке нарисовать облака или темные волны. Из-за лишней воды мазки будут сильно растекаться в разные стороны. Кроме того, вы не сможете набрать нужный темный тон. Также велик риск образования пятен-цветков, которые по-своему прекрасны, но не всегда уместны.
Выжимайте, лишнюю воду с помощью салфетки или хлопковой ткани, чтобы избежать этих эффектов.
7. Неумение вовремя остановиться
Это в большей степени касается изображения облаков и воды. Вся их прелесть заключается в легкости, воздушности и прозрачности. Здесь действует принцип умеренности: всегда лучше нарисовать меньше, чем перестараться.
8. Чрезмерный контроль
Акварель любит свободу, не лишайте ее этого! Мы должны выступать с акварелью дуэтом, иногда предоставляя ей возможность солировать. Эта свобода может проявляться в неожиданных подтеках, в спонтанных мазках и брызгах. Позвольте акварели растекаться, как ей угодно.
Автор книги Евгения Горбачева
Лайфхак. Когда мы рисуем сидя, то более зажаты. Чтобы раскрепоститься и почувствовать себя свободнее, попробуйте рисовать стоя. В таком случае ваша рука будет двигаться с большей амплитудой, вы чаще сможете отходить от своей картины и смотреть на нее издалека, чтобы находить ошибки. Но обязательно позаботьтесь об осанке, подобрав удобную по высоте рабочую поверхность.
9. Ошибки в выборе тона
Часто художники (и не только начинающие) выбирают слишком темный и насыщенный тон на дальнем плане. Но, учитывая законы тональной перспективы, объекты на заднем плане следует изображать более прозрачными, добавляя холодные оттенки. Даже если на референсе холмы вдали темные, на картине сделайте их посветлее, чтобы они не спорили с передним планом. Если вы добавите дальнему плану немного дымки, это придаст объем всей вашей работе и подчеркнет пространство и тональную перспективу. Картина обретет флер романтизма и загадочности.
Это же касается и полосок волн у линии горизонта: часто их рисуют таким же активным цветом, как на переднем плане. Будьте внимательны и не допускайте подобного.
Отдельно скажем про слишком светлые белые паруса и корпуса яхт, стоящих против солнца. Даже белый при отсутствии освещения может превращаться в черный. Объекты, находящиеся в контражуре, должны иметь достаточно темный тон.
10. Невыразительная проработка мелких деталей
На картинах неопытных художников часто можно заметить «невкусные» детали и акценты. Завершающие штрихи — как вишенка на торте, естественно, они должны быть выразительными и сочными. В нижнем варианте рисунка детали бледные и невыразительные (из-за сухой акварели или неправильного набора красок).
Для прорисовки самых мелких деталей важно использовать густые увлажненные краски. Мелкие штрихи лучше наносить синтетической кистью, взяв пигмент с консистенцией сметаны. Сконцентрировавшись на конкретных элементах одежды или деталях яхты, пытаясь разглядеть их на фотографии, мы непременно потеряем свежесть рисунка. Тут можно смело «похулиганить», от этого ваша работа обретет живость и финальные аккорды прозвучат звонко и отчетливо.
Лучше прорабатывать детали только на главных объектах, остальные изображайте более прозрачными красками и менее открытыми цветами — это поможет выделить фокусный центр. Постарайтесь избегать детализации на дальнем плане, даже если вы наблюдаете ее на натуре или референсе. С этим не всегда легко справиться, но задача художника — развивать в себе сдержанность и чувство прекрасного.
Лайфхак. Не рисуйте отдельные элементы, пытаясь разглядеть и понять их на референсе. Вам нужно увидеть только форму и цвет и переложить их на лист.
По материалам книги «Портреты моря и воды. Акварельное путешествие с Евгенией Горбачевой»