Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Киборги, металлические жуки и феминизм — коротко о современном искусстве Кореи
10 июля 2023 1 620 просмотров

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

Новинка в серии «Главное в истории…» дает полное представление об искусстве Кореи с древних времен и до наших дней. Книга предлагает окунуться в мир прекрасного и услышать, что рассказывают свитки, керамика, скульптура, живопись и архитектура.

На территории Корейского полуострова сегодня находится две страны: Республика Корея и КНДР. Для этой статьи выбрали тему современного искусства Южной Кореи. Покажем фото инсталляций, которые принесли авторам известность и мировое признание, откроем новые имена для поклонников корейской волны.


Главное в истории искусства Кореи

Современное искусство в Корее

С начала Олимпийских игр 1988 года Республика Корея превращалась в открытую страну и стремилась занять место в мировом сообществе как в экономическом, так и в культурном плане. Ей это удалось. Фильм «Паразиты» взял четыре «Оскара», клипы группы BTS собирают миллиарды просмотров, а манхва стоит в бестселлерах на полках книжных магазинов. Но музыка, кино и комиксы вовсе не единственные сферы, где развиваются южнокорейские авторы.

Современное искусство в Корее — явление масштабное. В стране множество музеев, более 300 галерей, регулярно открываются биеннале и арт-ярмарки. Художники работают с разными направлениями: видео-арт, инсталляции, фотография, живопись, скульптура, перформанс и другие. Авторы раскрывают частные темы, высказываются о проблемах корейского общества и человечества в целом.

«Родословная» от матери корейского феминизма

Художницу Юн Соннам считают матерью корейского феминизма. Она начала заниматься искусством уже во взрослом возрасте, когда, ведя жизнь домохозяйки, почувствовала необходимость обрести голос самой и дать его другим женщинам. Произведения Юн Соннам не кричат о женских правах и не набрасываются с критикой на мужчин. Они тихо, но проникновенно рассказывают истории корейских женщин.


«Родословная». Работа Юн Соннам. Дерево, акрил, бумага. 1993. Частная коллекция. Оригинальное название: 족보

На создание деревянных инсталляций художницу вдохновила история ее матери, вырастившей шестерых детей в послевоенной Корее. Дерево для работы Юн Соннам подбирала на улицах и из выброшенных досок вырезала скульптуры, на которых в технике дальневосточной живописи рисовала женщин.

На фото представлена «Родословная» — это собирательный образ женщины старой Кореи. Героиня в традиционном наряде с пышной юбкой смотрит на зрителя. Ее волосы, расчесанные до гладкости и заколотые большой шпилькой, — это знак, что женщина замужем. Незамужние девушки в старой Корее носили косу. Рядом, словно старая забытая вещь, висит та же героиня. За фигурами изображена большая распечатанная родословная семьи, где записаны только имена мужчин. Женщин Кореи веками не вносили в нее. Никто не знает истории этой героини, как и истории миллионов корейских женщин эпохи Чосон (1392–1897 гг.): согласно семейным документам, их просто не существовало.

О художнице

Юн Соннам (윤석남) окончила общеобразовательную школу и вышла замуж. Но в 36 лет, задавшись вопросом о смысле жизни, начала заниматься каллиграфией, а после — живописью. В 1983 году изучала современное искусство в Нью-Йорке. Юн Соннам хотела выйти за пределы плоскости холста, освободиться от ограничений живописи и в 1990-х стала создавать инсталляции с деревянными фигурами, которые принесли ей признание.

Киборги W1—W4

Инсталляция «Киборги» сделана художницей Ли Пуль и поднимает неудобные вопросы об отношении к женскому телу и положении женщины в обществе. Перед нами висящие в воздухе одноцветные гладкие силиконовые фигуры с ампутированными частями тела. Силикон используется в пластической хирургии и ассоциируется с желанием женщин усовершенствовать свой внешний вид. У «киборгов» подчеркнуты округлости, присущие женскому телу; одеты они в костюмы, похожие на наряды воинственных героинь из японских аниме. «Киборги» красивы и ужасны, сильны и слабы, их тела усовершенствованы и изуродованы. Ли Пуль показывает, что надежда человека обрести идеальное сверхсильное тело — это лишь мечта.


«Киборги». Инсталляция Ли Пуль. Полиуретан, силикон, краски. 1998. Галерея Lehmann Maupin, Сеул. Оригинальное название: Cyborg W1—W4

Интересно, что Ли Пуль смогла приступить к созданию «Киборгов», получив престижную премию Hugo Boss Prize за другую работу — инсталляцию «Величественное великолепие». Она привлекла к себе внимание мирового художественного сообщества в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Инсталляция состояла из туш рыб, помещенных в пакеты и украшенных бусинами и лентами. До открытия выставки инсталляцию держали за стенами музея из-за нестерпимого запаха.

О художнице

Ли Пуль (이불) окончила факультет скульптуры в Университете Хоник в Сеуле. Создает перформансы, скульптуру, инсталляции, живопись, графику, видео-арт. С 1990-х показывает свои произведения на самых престижных выставочных площадках мира. В 2021 году в Манеже в Санкт-Петербурге прошла крупная выставка Ли Пуль «Утопия спасенная».

Грузовик поттари 2727 км

Поттари — цветные покрывала, которые использовали и сейчас используют в Корее для хранения и транспортировки вещей. Инсталляции с ними принесли мировое признание художнице Кимсучжа. В 1997 году автор, погрузив на грузовик десятки тюков, 11 дней колесила по Республике Корее. Перформанс был записан на видео, получившее название «Грузовик поттари 2727 км». Вместе с тюками Кимсучжа погрузила на грузовик память общества о времени, пространстве и людях.


«Грузовик поттари 2727 км». Работа Кимсучжи. 11-дневный перфоманс. Оригинальное название: Cities on the move — 2727 km bottari truck

Покрывала символизируют семью, дом и уют, но одновременно с тем — покидание родного дома, так как в них складывают вещи при переезде. Семья художницы часто переезжала, вела кочевнический образ жизни. Поттари означали, что пора приводить в порядок прошлую жизнь и начинать все заново на новом месте. Поттари — это символ национальной и гендерной принадлежности художницы, так как шили их корейские женщины.

О художнице

Кимсучжа (김수자) окончила факультет западной живописи в Университете Хоник, затем училась в Париже. Кимсучжа представляла произведения о жизни женщин, но считает себя не феминисткой, а в большей степени пацифисткой. Создает крупные инсталляции, предметно-ориентированное искусство, задействует свет и звуки, чтобы позволить зрителям получить новый опыт. Работает с разными медиа: перформансом, инсталляцией, видео-артом и фотографией. Сегодня Кимсучжа — одна из самых известных художниц Республики Кореи.

Стражник Custos Cavum между мирами

Из металлических деталей, ламп и электронных устройств автор Чхве Урам создает движущиеся механические существа (anima machine), похожие на насекомых, растения и скелеты доисторических рыб. Своим работам он придумывает названия, созвучные научным терминам. Каждую сопровождает псевдонаучное описание, в котором рассказывается история существа.


Custos Cavum. Работа Чхве Урама. Железо, резина, мотор, редуктор, материнская плата, светодиод. 2011. Музей корпорации Samsung «Лиум», Сеул.

Custos Cavum — это стражник, который следит за тем, чтобы между двумя мирами не прервалась связь. Художник так описывает историю существа:

«Давным-давно существовало два мира. Они были связаны маленькими отверстиями, словно дышали через них. Но отверстия все норовили закрыться, поэтому каждое из них охраняли стражники. Их звали Custos Cavum, похожи они были на морских львов; чтобы отверстия не закрывались, они прогрызали их огромными зубами. Если Custos Cavum чувствовал, что должно появиться новое отверстие, то он крепко засыпал, и из его тела вырастали споры Unicus с крыльями. Споры летели к новому отверстию, и из них вырастал новый страж. Но однажды люди начали забывать о существовании миров друг друга, Custos Cavum потеряли силу и умерли один за другим. Когда умер последний страж, закрылись отверстия, миры окончательно разделились и исчезли из памяти людей. Вчера я видел в своем дворе, как из последней кости стража начала расти спора. Как и повествуется в старинных рассказах, если открывается отверстие, соединяющее два мира, то споры начинают расти».

О художнике

Чхве Урам (최우람) в детстве мечтал заниматься искусством или конструировать роботов. Его дед был инженером и участвовал в создании первого корейского автомобиля, а родители были художниками. В итоге он выбрал факультет искусств и увлекся кинетической скульптурой, а дополнительно изучал робототехнику. На создание одного существа у Чхве Урама уходит более года, причем вместе с ним работает группа из десяти человек.

Имя художника — это аббревиатура от United Research of Anima Machine (Центр исследований механических существ). Он видит себя исследователем и ученым, открывающим древние организмы, о существовании которых человек не подозревал. Чхве Урам задает вопросы об отношениях между человеком, природой и механизмами.

Кроме современного творчества в Южной Корее продолжает развиваться и традиционное, например, восточная живопись и керамика. Книга «Главное в истории искусства Кореи» охватывает много художественных направлений и поможет широко взглянуть на культуру и искусство всего Корейского полуострова.

По материалам книги «Главное в истории искусства Кореи»

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи