Какие цвета стали сакральной триадой? Где появилась пятицветная модель мира? И как воспринимали оттенки в Древнем Египте, Средневековье и Древней Руси? Делимся любопытными фактами из книги «Главное в истории цвета» — о мифологии, символике и истории цвета в культуре, религии и искусстве.
Сакральная триада цветов
Белый, красный и черный стали первыми цветами, доступными пониманию человека. Их быстро наделили статусом сакральных, священных. Именно они использовались для обозначения трех главных миров: белый — это свет благих богов; красный — цвет духов и демонов, обитающих рядом с людьми; черный — цвет подземного мира, жилища темных, злых сил.
Наскальные рисунки аборигенов скала Нурланги, Австралия
Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается практически у всех ныне живущих племен Африки с первобытно-общинным строем. Это догоны, маны, бакту, семанги, сакаи и др. Сходная картина отмечается на Мадагаскаре, в пещерных росписях австралийских аборигенов и у индейских племен Северной Америки.
Цвета как нити существования мира
В Древней Индии три основных цвета соответствуют трем «нитям существования мира»: белый — бытие, символизирует чистоту и безмятежность; красный представляет собой активное начало, порождающее карму; черный — состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии. Основа основ для древних индийцев — солнце (брахман, главная веда и высшее божество), оно не имеет определенного цвета, зато порождает всю палитру.
Пятицветная модель мира в Древнем Китае
В религиозно-философских воззрениях Древнего Китая присутствует пятицветная модель мира. Это своеобразная пентаграмма, где каждый цвет соотносится с элементом природы: желтый — это земля, поскольку напоминает окраску лёссовых почв; красный — огонь; сине-зеленый — дерево, цвет листвы; белый — цвет металла; черный — темная вода, стихия водяного потока.
Космологическая мандала с горой Меру XIV век, шелк, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Конечно, в обыденной жизни и в искусстве мир имел более богатую палитру. Но почитание этих основных пяти цветов сохранялось на протяжении всей истории Китая.
Мифология цвета у древних славян
В древнерусской мифологической традиции свет был источником не только блага, но и красоты. Именно поэтому светлым называли все красивое, яркое и сияющее вне зависимости от реальной окраски.
Белый цвет в языческой мифологии был цветом доброго бога, покровителя воинов Свентовита. Красный — цветом древнейшего божества Ярилы, то есть солнца. Он связан с весной, плодородием и возрождением природы к жизни после зимы.
Нижегородская вышивка ок. 1700–1800 гг., лен, шерсть, металлизированная нить, шелковая нить, Художественный музей Кливленда, Кливленд, США
Черный цвет воспринимался как отсутствие света, то есть тьма, мрак, и был связан с понятием зла. В разговорной речи слово «черный» употреблялось как синоним слов «плохой», «несчастный», «несвободный» и т. д. Черными были и персонажи Пекельного мира, которые часто появлялись в виде черного животного или предмета.
Цвет в культуре Средневековья
Настоящим царством цвета были храмы Средневековья. Официально церковь признавала темные цвета добродетельными, а яркие — грешными. Вопреки этому, неотъемлемым элементом декора средневековых храмов были красочные фрески, цветные витражи, сияющее золото и драгоценные камни на церковной утвари.
Важное место в декоре церкви занимало золото — застывший блеск солнца. Сияющий в свете витражей, золотой (желтый) цвет воспринимался как проявление божественного и производил сильное впечатление на верующих, наполняя их «материализованным светом», как в начале XII века писал Гонорий Августодунский.
Витражи с изображениями императора Генриха II и королевы Кунигунды 1340–1350 гг
В церковных ритуалах существовала строгая регламентация, когда и какие цвета нужно использовать. Белый цвет, как символ чистоты, главенствовал в дни, посвященные ангелам, Деве Марии и праведникам, а также на Рождество и Богоявление, в Великий четверг, Воскресение Христово, на Вознесение и в День Всех Святых. Красный цвет, напоминающий о крови, которую пролил Христос, использовали в пасхальных службах, праздниках, посвященных апостолам и мученикам, а также в Пятидесятницу.
Черный цвет, связанный с трауром и покаянием, предназначался для заупокойных месс, Рождественского поста, Дня Святых Невинных Младенцев Вифлеемских, а также для периода с Семидесятницы до Пасхи.
Магия цвета в Древнем Египте
Цвет был важной и неотъемлемой частью древнего мировоззрения в Египте. Важную роль в жизни Древнего Египта играли голубой и синий — цвета безоблачного неба и животворящих вод Нила. Голубым раскрашивали одежды благих богов на фресках, им покрывали глиняную посуду для пищи и земледельческих ритуалов плодородия. Цвет воды, без которой в засушливом климате невозможен урожай, означал жизнь. Синий — это также цвет Амона-Ра, иногда Осириса. Божества Птах, Гор, Хнум, Нут зачастую изображались с синими телами.
Почитался египтянами и зеленый цвет, который ассоциировался с растительностью, дающей под палящим солнцем пустыни жизнь. Этот цвет знаменовал усиление всех существующих благ. Зелень напоминала об изобильных полях загробного мира, некоего подобия христианского рая. Зеленый в Древнем Египте означал также воскрешение и зарождение новой жизни, питание и достаток. Владыка загробного мира Осирис всегда изображался с зеленью или зеленокожим.
Сет, открывающий дверь Осирису. Мэри Калверли, Миртл Брум
Бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти изображался с красными глазами и красными волосами. Этот цвет считался цветом опасностей, которые неподвластны человеку. Красными чернилами писали иероглифы, означающие зло и демона неудачных дней.
Белый был цветом чистоты. Одежда жрецов чаще всего была белого цвета, да и бо льшую часть священных предметов делали из белого алебастра. Священных животных, например волов, коров, бегемотов, также изображали белыми.
По материалам книги «Главное в истории цвета»