Кругозор
В чем секрет народной вышивки, почему нельзя мусорить и почему бывают скверные нравственные качества
8 карточек 24 марта 690 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Все знают про древнегреческую мифологию, ее героев и богов. Но есть и не менее интересные и богатые по содержанию мифы, к тому же возникшие совсем рядом — например, мифы Поволжья. Мифы народов Поволжья начали активно собирать и исследовать в XIX веке. К тому времени собственно мифология уже растворилась в сказках, быличках, обрядах, поверьях. Тем не менее эти «смежные жанры» дают достаточно полную картину мифологических представлений. Рассказываем интересное из книги «Мифы Поволжья».

1
«Со мной вот был такой случай…»

О встречах с представителями низшей мифологии — лешими, водяными, домовыми и другими — повествуется в произведениях особого фольклорного жанра — быличках. Быличка — рассказ, претендующий на истинность описанных в нем событий. Как правило, героем былички является сам рассказчик или кто-то из его хороших знакомых: «Со мной вот был такой случай...», «С дядей моим было. Родной дядя, отцов брат...», «Сосед рассказывал мне как-то историю. Он, вообще-то, человек был несуеверный, грамотный...»

2
Творец и брат-антагонист

Несмотря на разную степень сохранности мифов, совершенно очевидно, что в мифологиях разных народов очень много общего. Мифы народов Поволжья не являются исключением. Как и другие народы мира, жители Поволжья верили, что Вселенная была сотворена некой силой, которая может оставаться абстрактной, а может принимать облик Бога-творца. Причем у многих народов в мифе о сотворении мира встречается так называемый «бродячий сюжет», согласно которому у Бога-творца есть брат-антагонист, который также принимает участие в сотворении мира, но только все портит.

3
Мировое древо

Как и все народы мира, народы Поволжья представляли себе Вселенную состоящей из трех ярусов: верхнего — небесного, в котором обитают боги, среднего — земного, в котором живут люди, и нижнего — подземного, куда уходят души умерших. Все три яруса закреплены вокруг Мировой оси, которая может представляться в виде Мировой горы или Мирового древа.

4
Три мира

Мотив троечастности Вселенной отчетливо прослеживается в мифологических сказках народов Поволжья (впрочем, как и в сказках практически всех других народов). Сказочный герой поднимается на гору или забирается на высокое дерево и попадает в какое-то неведомое царство, где с ним происходят различные приключения; затем он падает или добровольно спускается в бездонную пропасть, глубокую яму или уходящую вглубь земли пещеру, подвергается там страшным опасностям, но, в конце концов, благополучно выбирается на землю. По сути, в таких сказках рассказывается о путешествии героя по мифологическому пространству: из среднего мира он попадает в верхний, затем в нижний и опять возвращается в средний.

5
Приятная наружность, но…

В марийском мифе о сотворении мира рассказывается: в изначальные времена птица утка в своем небесном гнезде снесла два яйца — и из них вылупились в образе братьев-селезней два бога — Кугу Юмо и Керемет, которые занялись обустройством мира. Кугу Юмо сотворил человека, положил его сушиться на солнышке, а сам отправился на небо, чтобы принести ему душу. Тут появился Керемет и, желая подшутить над братом, оплевал человека. Кугу Юмо, увидев это, рассердился, но поленился отмывать человека, а просто вывернул его наизнанку, чистой стороной кверху. Поэтому люди имеют приятную наружность, но внутри у них таятся разные скверные нравственные качества и всевозможные болезни.

6
Кто напугал великанов

Удмурты считали, что древнейшими обитателями их земли были великаны, которых южные удмурты называют алангасарами, а северные — зэрпалами. Великаны обладали таким огромным ростом, что самые высокие деревья были им по колено, и они ходили по дремучим лесам, как по зарослям крапивы. Под стать великанскому росту была и их сила: для забавы перебрасывались они гранитными скалами, а сосновые стволы скручивали в веревку. Но при этом великаны были неразумными и ленивыми, жили как придется, ничего не умели и ничему не хотели учиться. Поэтому, когда на Удмуртской земле появились люди и начали пахать землю, строить жилища, разводить домашний скот, великаны испугались и покинули родные места.

7
Секрет вышивки

В народной традиции вышивка сама по себе может служить надежным оберегом от всякого зла. Орнамент всякой народной вышивки состоит из магических знаков-символов, в которых запечатлены солнце, Мировое древо, божественные животные и птицы, стилизованные изображения богов и т.д. Не случайно вышивка на народной одежде всегда располагается строго по вороту, подолу и краям рукавов — это границы между внешним и внутренним пространствами, которые нужно защищать особенно тщательно.

8
Султи Тура

Чувашский пантеон очень обширен. Во главе пантеона стоит верховное божество Султи Тура, он главенствует над всеми остальными богами, своими помощниками. Время от времени он спускается на землю в образе седого старца в белой одежде, опирающегося на посох. Он странствует среди полей по межам, поэтому межу чуваши называют божьей дорогой. Чтобы не помешать Султи Туре в его странствованиях, на меже запрещалось спать, оставлять мусор и т.д. Чуваши верили, что любой старик-нищий может оказаться Султи Турой, поэтому таких нищих всегда радушно принимали, угощали и наделяли щедрой милостыней.

Из книги «Мифы Поволжья».

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи