Депрессия занимает третье место среди всех заболеваний в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, ей страдают более 280 миллионов человек. Причин депрессии может быть много, ее не вызывает один-единственный ген. И есть среди этих причин довольно неочевидные на первый взгляд.
Как депрессия связана с нашей эволюцией, иммунитетом и инфекциями, в своей книге «Почему мне плохо, когда все вроде хорошо» рассказывает психиатр Андерс Хансен.
Когда все кажется бессмысленным
Словом «депрессия» обозначают разные состояния. У многих из них есть несколько характерных для депрессии признаков — чувство подавленности и потеря интереса к любимым занятиям. Человеку в таком состоянии все кажется бессмысленным, он будто топчется на месте. Длится это ощущение не один день, а неделями и месяцами.
Другие признаки депрессии зависят от индивидуальных особенностей человека. Одни много спят, быстро набирают вес, впадают в апатию, а другие страдают от бессонницы, теряют аппетит или не находят себе места.
Мы все разные. Источник
Гены заряжают пистолет, обстановка нажимает на курок
Распространенное заблуждение заключается в том, что депрессию вызывает недостаток веществ-нейромедиаторов: серотонина, дофамина и норадреналина. Увы, полной картины это мнение не отражает, слишком много областей мозга могут быть в этом задействованы.
В любом случае главной причиной депрессии остается хронический, затяжной стресс. Однако это еще не все: мы рождаемся с высокой или низкой уязвимостью к депрессиям. Людям с высокой уязвимостью достаточно стресса от не самой драматичной ситуации типа конфликта на работе, чтобы впасть в депрессию. У других же такая ситуация ни к какой депрессии не приведет
Выходит, что гены заряжают пистолет, окружающая обстановка нажимает на курок. Гены, повышающие риск депрессии, совершенно обычные и есть почти у каждого из нас. Почему же эволюция не отсортировала их?
Причем тут иммунитет?
Часто мы рассматриваем депрессию в связке с причиной — стрессом, в первую очередь психосоциальным. А стоило бы обратить внимание на бактерии и вирусы. Как и другие исследователи, Андрес Хансен считает, что способность к развитию депрессивных симптомов — это глубинный защитный механизм, исторически оберегающий нас от инфекций. Депрессия может быть связана с иммунитетом.
Наш вид, Homo Sapiens, зародился в Африке примерно 250 миллионов лет назад. На протяжении почти всей истории человек был охотником-собирателем. Для них был очень высок риск умереть от инфицированной травмы. А что же испытывал человек, рискуя получить травму? Конечно же, стресс.
Американский психиатр Чарльз Резон считает, что в течение почти всей нашей истории стресс являлся вполне надежным сигналом для организма о повышенном риске заражения. Вот только современный человек испытывает стресс не только из-за возможности пораниться. Исследования показывают, что даже от напряженного собеседования у человека в крови могут появиться вещества, работающие на иммунную защиту.
Современный стресс — он другой. Источник
Во время более масштабных исследований в Дании выяснили, что у людей с симптомами депрессии отмечается повышение С-реактивного белка, концентрация которого повышается при воспалении. И чем больше этого белка было в крови, тем больше симптомов депрессии отмечалось у человека.
«Инфекции» современности
Исторически причинами воспалений становились бактериальные и вирусные инфекции, травмы и раны. Сегодня их место заняли вредные привычки. Так, недостаток сна и вредные вещества в окружающей среде провоцируют повышение уровня воспаления во всем теле. Фастфуд ведет к воспалению в желудке и кишечнике. Избыточный вес и ожирение вызывают воспаление в жировых тканях, а курение — в легких и дыхательных путях.
Организм современного человека воспринимает все эти вещи как постоянную опасность. Следом мозг отвечает, регулируя наше настроение, чтобы мы изолировались подальше от этого «нездорового мира» и не проявляли активности. Длится это состояние может долго, ведь современные источники воспаления никуда не исчезают.
Разомкнуть цепь
Очевидно, что наш организм не рассчитан на то, чтобы стрессовая система оставалась включена всегда. Если постараться разомкнуть цепь «стресс и депрессия», то мы однозначно сможем повысить качество жизни. Но как именно действовать?
Когда Андерс Хансен проанализировал, как иммунологические процессы влияют на мозг и самочувствие, то сам стал серьезнее относиться к нудным советам о правильном образе жизни. Для хорошего самочувствия надо много двигаться, достаточно спать и избегать хронического стресса.
Большинство из нас нормально переносят стресс, если есть возможность для восстановления. При невысокой нагрузке 16 часов между двумя рабочими днями будет достаточно. Главное — отдать предпочтение сну и отдыху, отвлечься, свести к минимуму то, что вы «должны» делать.
Из книги «Почему мне плохо, когда все вроде хорошо»
Обложка поста: unsplash.com