Женщины-художницы всегда были немного в стороне. В отличие от мужчин они не привлекали пристального внимания и часто оставались неизвестными. Давайте познакомимся с некоторыми из них: вот три истории из книги «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю».
Паула Модерзон-Беккер
Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю
Согласно общему мнению начало модернизма ХХ века — это 1907 год в Париже. Однако каждому движению нужна точка отсчета. И такой точкой стала обнаженная женская натура, написанная двумя мужчинами. Весной 1907 года Анри Матисс представил публике «Голубую обнаженную» («Сувенир из Бискры»), а затем Пикассо написал «Авиньонских девиц» — ошеломляющую и шокирующую бордельную сцену.
Речь идет о Пауле Модерзон-Беккер, которая написала картину «Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы». На ней изображена сама обнаженная до пояса Паула. Она стоит перед нами в натуральную величину и смотрит на нас спокойным и бесстрастным взглядом. На ней янтарное ожерелье, левая рука придерживает юбку. Картина-манифест, ни единым мазком кисти не уступающая «Авиньонским девицам» Пикассо. В интервью New Yorker искусствовед Диана Радицки называет Модерзон-Беккер «недостающей деталью в истории модернизма XX века».
Паула Модерзон- Беккер. Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы. 1906
«Сезанн — наш общий отец» — эти слова приписывают как Пикассо, так и Матиссу. Что абсолютная правда — с точки зрения искусства он действительно был отцом для них обоих. Но Паула Модерзон-Беккер — мать альтернативного направления модернизма: психологически чуткого, отчаянно смелого, вопиющего и упорствующего в своей женственности. Вспомните Фриду Кало, Элис Нил, Ану Мендьету, Кики Смит, Нэнси Сперо, Синди Шерман, Кэтрин Опи и многих других. В этом длинном списке полно знаменитых имен.
Ванесса Белл
Ванесса Белл — сестра знаменитой писательницы Вирджинии Вулф. Одна из самых известных её работ — это портрет своей сестры. Он показывает, как глубоко на творчество Белл повлияла первая британская выставка постимпрессионистов.
«Передо мной открылся новый путь, — писала Белл, увидев их работы. — Внезапное освобождение и разрешение чувствовать самостоятельно».
Ванесса Белл. Вирджиния Вулф. 1912
Густые контуры, заметные мазки — во всем этом чувствуется влияние постимпрессионизма. Но есть один прием, который принадлежит исключительно манере Белл. Она изображает сестру, самого близкого ей человека в мире, без лица. Одна лишь поза и привычные жесты выдают Вирджинию Вулф.
Ванесса Белл. Пляж в Стадленде. 1911
Ещё один шедевр Белл раннего периода — строгий и завораживающий «Пляж в Стадленде», — по мнению искусствоведа Ричарда Шоуна, «одно из самых радикальных произведений того времени в Англии». Картина соединяет в себе личное прошлое Белл и будущее модернизма, которое она творит на наших глазах. Эта картина отчасти вдохновила Вирджинию Вулф на создание настоящего литературного шедевра — романа «На маяк».
Ли Краснер
Если вы слышали что-нибудь о Ли Краснер, вы знаете, что она была женой Джексона Поллока — культа абстрактного экспрессионизма. Краснер была его женой одиннадцать лет, но живописью занималась дольше — почти двадцать лет до их встречи и еще тридцать лет после его смерти.
Например, Клемента Гринберга, который больше прочих сделал все, чтобы Поллока провозгласили спасителем американской живописи.
Ли Краснер. Автопортрет. 1930
Пока Поллок использовал как мастерскую большой сарай, Краснер рисовала в маленькой спальне. Как и Поллок, она не стояла перед мольбертом, а двигалась над холстом и капала на него краской. «Композиция» — одна из тридцати картин из серии «Миниатюры» (1946–1950), созданной художницей.
Ли Краснер. Композиция. 1949
Летом 1956 года, когда Поллок погиб в автокатастрофе, управляя машиной в нетрезвом состоянии, Краснер завершила серию впечатляющих коллажей из разорванных старых картин, которые до этого сочла неудачными. Её работа «Молочай» ставит Краснер ровно посередине между Матиссом и Мазервеллом. Краснер нашла свой путь, работая изнутри и извне. Это была вершина ее творчества.
Ли Краснер. Молочай. 1955
Краснер давала своим картинам-коллажам ассоциативные названия уже после завершения работы. Поэтому «Молочай» изображает не растение как таковое, а чувство, дух, цвет и форму, связанные с ним, по крайней мере в ее сознании. Что касается значения «Молочая» или любого другого произведения Краснер, она говорила: «Я думаю, моя живопись автобиографична, если кто-то возьмет на себя труд ее прочитать».
Иллюстрации и материалы из книги «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю»
Обложка: картина Ванессы Белл «Interior with the Artist’s Daughter»