Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Страх, радость и печаль: зачем нам чувства. Развиваем эмоциональный интеллект
17 февраля 2023 2 025 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Психолог и психотерапевт Мила Кудрякова на вебинаре «Как помочь своему внутреннему ребенку чувствовать себя счастливым» рассказывает о том, зачем нам чувства и как научиться отделять одну эмоцию от другой.

Предлагаем вам отрывок из вебинара, который прошел в рамках курса «Внутренний ребенок».

Как начать осознавать чувства: триада «Ощущения, чувства и эмоции»

Наши эмоции — это три канала: коммуникации, познания мира, обучения. И они все связаны между собой.

Эмоции — это во многом про форму. Я могу сказать спокойно: «Передай соль», а могу сказать: «Передай соль!». И это совершенно разные эмоции. Мы чувствуем эту разницу и по-разному реагируем.

Раньше разделяли процесс мышления и чувствования (рациональное и эмоциональное). Сейчас уже говорят, что на самом деле рационального не существует без эмоционального, а эмоциональное не существует без рационального. Они неразрывно связаны. Это означает, что все наши действия нерациональны, потому что каждое содержит в себе эмоциональные компоненты.

Процесс чувствования — важный компонент жизни, выживания и адаптации. Но мы часто его избегаем и игнорируем. Тем самым сильно себе вредим, потому что становимся менее адаптивными к окружающей действительности.

Источник

Что значит чувствовать

Процесс чувствования состоит из трёх компонентов: ощущения, чувства, эмоции.

Задание: Как вы думаете, чем они между собой различаются? Подумайте и напишите для себя лично, чем отличаются ощущения, чувства и эмоции?

1. Ощущения — это про физиологические процессы, про тело. Когда бегут мурашки, вы испытываете раздражение на коже, ощущение боли, напряжения в мышцах, когда в горле комок, а слезы подступают и т д. Любая эмоция начинается в нашем теле с ощущения.

2. Мы эти ощущения как-то интерпретируем, называем. Например, у меня появились ощущения дрожания — я чувствую страх. Это уже чувства.

3. Затем мы о своем чувстве как-то сообщаем (или не сообщаем) окружающему миру. Это эмоции — они связывают нас с окружающим миром.

Получается триада. У нас есть физические ощущения, у нас есть то, как мы их интерпретируем, и то, что мы выдаем окружающим людям.

Источник

Задание. Выберите какую-нибудь свою эмоцию и разложите ее на составляющие. Например, когда я чувствую страх, у меня бегут мурашки, я вся внутри сжимаюсь, у меня напрягается тело, я молчу, не издаю ни звука, никто не знает, что мне страшно. И тогда я не выдаю людям наружу эмоцию.

Это схема помогает нам понять, что с нами происходит, объединить вместе все эмоциональные процессы. Это как соединять три эго-состояния: Ребенок, Взрослый и Родитель. Наш Ребенок во многом живет на уровне телесных переживаний, и он не может еще достраивать когнитивные части (чувства и эмоции). Мы должны помочь Внутреннему ребенку определить, что он чувствует (из чего состоят его переживания). В этом помогает Внутренний взрослый.

Разобраться в том, как рождаются эмоции, поможет книга «Как рождаются эмоции». В ней как раз говорится о том, что эмоциональный процесс — это во многом процесс когнитивный, процесс распознавания и понимания того, что происходит.

Схема эмоциональной реакции состоит из трех этапов:

Интерпретация контекста имеет принципиальное значение для ответа на вопрос «Что же я чувствую?». Мы можем испытывать одинаковые ощущения в разных ситуациях, и их интерпретация зависит от контекста.

Когда мы говорим про работу с нашим Внутренним ребенком, мы, в первую очередь, говорим о том, что мы должны ему помогать интерпретировать правильно то, что он ощущает, и то, что с ним происходит.

Иногда мы сами не можем распознать наши чувства, путаемся в ощущениях. В книге «Как рождаются эмоции» Лиза Фельдман Барретт описывает забавный эксперимент, который как раз доказывает силу контекста. На одной детской вечеринке шоколадки завернули в памперсы, и участники этой вечеринки не могли их есть, потому что у них появились соответствующие ассоциации. Это пример того, как можно играть с контекстом, чтобы обманывать наше сознание.

Наша задача по отношению к Внутреннему ребенку — помогать ему понимать, что он чувствует. Для этого мы должны научиться распознавать и называть наши эмоции.

В гештальт-терапии используется четыре основных чувства, иногда к ним добавляют пятое. Это злость, страх, грусть, радость и удивление. А остальные чувства — это оттенки, разные интерпретации, микс основных переживаний.

Задание. Попробуйте разобрать на составляющие (ощущение, чувства, эмоции) каждую из пяти эмоций. Это поможет вам понять, как вы переживаете эти чувства.

Для чего нужна каждая из этих эмоций?

Злость. У нее очень много функций. Злость — это наша защита, энергия, границы, правила и самоопределение. Злость помогает понять, какой я, что мне подходит (что мне не подходит), где мои границы.

Страх. Это защита, безопасность. Как и злость, страх тоже бывает токсичным, когда его намного больше, чем надо, когда мы начинаем бояться всего подряд. Это говорит о том, что общий уровень напряжения слишком высокий. Если мы длительное время живем в экстремальных обстоятельствах, то начинаем шарахаться буквально от всего. Это не значит, что мы всего боимся, просто у нас такой уровень напряжения, что мы очень быстро скатываемся в страх.

Без страха жить невозможно. Абсолютно все люди боятся. Страх спасает нас.

Есть неврологическое заболевание, когда страх отсутствует, но оно чудовищное, опасное, и люди долго с ним, к сожалению, не живут.

Грусть. Грусть помогает нам пережить утрату чего-то. Когда мы что-то теряем — мы расстаемся с какой-то частичкой себя, и грусть нам нужна для того, чтобы пережить эту утрату, отгоревать ее. Поплакать о том, что чего-то не случилось, что-то не получилось, что-то пошло не так.

С биологической точки зрения грусть нам нужна для того, чтобы снять напряжение и пережить фрустрацию. У людей, которые не плачут, скапливается очень много напряжения внутри. И оно может перерастать в агрессию, зависимости. Иногда лучше поплакать, чем выпить и подраться, безопаснее для всех.

Источник

Радость. Эта эмоция помогает нам фиксировать позитивные схемы того, что работает. Почему любая форма зависимости развивается довольно быстро? Потому что мы искусственно получаем очень большое количество эндорфина, дофамина, серотонина, испытываем большой прилив радости. И это схема поведения начинает закрепляться.

Мы начинаем выбирать самый простой способ получить много позитивных эмоций и забыть о проблеме. Радость нам нужна для того, чтобы закреплять самые эффективные механизмы, которые лучше всего помогают нам выживать.

Удивление. Чувство, которое возникает тогда, когда мы чего-то не ожидали. Обязательно позитивное. Потому что, когда происходит что-то негативное, то мы пугаемся. А удивление вызывают именно какие-то приятные моменты.

Практика «Замечаем ощущения»

Шаг 1. Погружаемся в ощущения. Попробуйте почувствовать ваши ощущения, что происходит с вашим телом? В какой части тела вы чувствуете что-то? На что это похоже? Запомните эти ощущения. Погрузитесь в них.

Шаг 2. Описываем контекст. Теперь попробуйте интерпретировать эти ощущения, опираясь на контекст. Может быть, контекстом в этом случае будет какое-то воспоминание, какой-то инсайт.

Шаг 3. Пробуем интерпретировать. Попробуйте, исходя из контекста, назвать ваши ощущения чувствами, переработать ваши ощущения, переработать контекст, и понять, что вы прямо сейчас чувствуете.

Мое не мое

В транзактном анализе выделяют истинные чувства и рэкетные, которые прикрывают наши истинные чувства. Очень часто рэкетными чувствами являются вина и стыд, потому что нас обучают, что злость — это плохо. И мы начинаем чувствовать вину вместо злости. А часто за виной и стыдом стоят чувства злости или страха, разочарования.

Часто именно злость бывает рэкетной. Например, мне страшно — я начинаю злиться, чтобы защищаться. Мое истинное чувство — страх, а мое рэкетное чувство — злость.

Попробуйте чаще спрашивать у себя, а что стоит за моим чувством, что я на самом деле переживаю?

Еще больше полезных открытий на курсе «Внутренний ребенок».
Обложка статьи: unsplash.com

Похожие статьи