Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Как написать Young Adult роман. Советы авторов МИФа
20 января 2023 2 503 просмотра

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

В последние годы Young Adult проза набирает популярность не только среди читателей, но и среди авторов. Все больше писателей, в том числе российских, выбирают это направление и выпускают книги, которые быстро становятся бестселлерами.

Позвали авторов Young Adult книг, вышедших в МИФе, и попросили поделиться секретами внутренней кухни. В этой статье — советы, как создать правдоподобного героя и мир вокруг него, как работать с любовной линией и редактировать свою рукопись.



Курс для тех, кто хочет писать с душой (и для души)

Путь героя: как создать живого персонажа

Кристина Робер, блогер и автор книги «Полусолнце»


Фото из соцсетей автора.

Не нужно пытаться сразу создать готового персонажа. Просто записывайте или рисуйте образы, которые вам приходят. Они могут появляться, как вспышка, во время прослушивания музыки, просмотра фильма, прогулки или после случайно услышанного разговора.

Пусть сначала это будет размытая кракозябра, в которой есть кто-то без имени, внешности и четкого понимания, что она здесь делает, куда идет, какое у нее прошлое и будущее.

Часть таких вспышек так и остаются в заметках. Другие — превращаются в реальных героев.

Когда я понимаю, что могу работать с этой кракозяброй, мне интересно понять, что с ней будет происходить, она сама собой обрастает деталями. Появляется фон истории, сеттинг и другие кракозябры, которые тоже могут вырасти в героев. Прорисовываются особенности речи и внешности этого героя.

В этот момент я еще не знаю, что за историю пишу, и плохо понимаю своих героев. Но это очень классный этап, в котором нет абсолютно никаких рамок. Если мне хочется написать диалог или сцену, я просто беру и записываю, позволяя себе быть какой угодно. Это задает истории такие направления, которые я никогда бы не задала, если бы сразу стала себя ограничивать.

Кто ты, чудовище?

На этом этапе вы начинаете задавать себе важные фундаментальные вопросы и отвечать на них.

Дальше следуют сопутствующие вопросы: каким должен быть персонаж, чтобы он смог достичь поставленной цели? Как он должен выглядеть? Какими чертами характера обладать? Как это ложится на фон истории и влияет на уже существующие детали?

Хирургия

Здесь нужно отбросить фантазии и проанализировать написанное. Вы уже четко знаете, что хотите сказать своей историей и куда должны прийти герои. И начинаете выбирать, что поможет вам достичь цели, а что можно удалить.

Я для каждого сюжетного поворота или действия всегда задаю вопрос: «А зачем это здесь? Влияет ли это на раскрытие персонажа, изменение его характера и на то, как он движет историю?» Если нет, я легко убираю эти куски текста.

Мейк ап

На последнем этапе, когда вы уже видите сюжет, понимаете, что к чему идет, и знаете своих героев, можно добавлять детали.

Лайфхак: никогда не заставляйте себя писать. Если понимаете, что вам нужно написать какую-то сцену, но сейчас не хотите этого делать, просто сделайте пометку: «Здесь должна быть такая сцена». Запишите триггерные слова и двигайтесь дальше. Главное — достроить сюжет до конца, чтобы понимать, что за чем идет. А дальше дописать будет очень легко.

Создание мира и лора: география, фактура, детали

Арина Цимеринг, соавтор книги «Правила выживания в Джакарте»

Рецепт хорошего ворлбилдинга состоит из трех ингредиентов:

  • работа с идеями
  • работа с материалами
  • соблюдение правил Н.Л.О

Разберем каждый пункт подробнее.

Работа с идеями

Этап 1. Вдохновленный

Генерируем идеи. Например, у вас есть наметки истории, черновики персонажей или даже полностью готовый сюжет. Для всего этого вам нужен красиво построенный мир: улицы, по которым ходят герои, их привычки, особенности поведения, одежда, аксессуары и так далее. Записывайте хаотичные идеи, кадры и ситуации, которыми вы хотели бы этот мир наполнить.

Дирижабли с неоновыми вывесками? Берем. Шестикрылое пятиглазое создание? Записываем.

У вас получится большой список, с которым можно переходить к визуализации.

Визуализируем. На этом шаге желательно подобрать к образам из списка какие-то картинки. Объясню, почему это важно. Чтобы что-то описать и показать читателю, вы сами должны это увидеть: представить форму, вес, объем, текстуру.

Про детализацию мы поговорим ниже, но уже на моменте визуализации вам нужно подобрать референсы, переработкой которых вы займетесь позже.

Собирайте все, что вас вдохновляет, дает силы придумывать и обладает потенциалом сыграть в вашей истории.

Этап 2. Мучительный

Анализируем. К этому этапу вы подошли с пулом идей, визуальных в том числе. И тут мы начинаем спрашивать себя: эти идеи друг с другом стыкуются? а вот эти можно связать? если да, то как? а вот эти две идеи другим не противоречат? и так далее. Может быть в процессе вы создадите что-то действительно уникальное. Момент анализа к этому располагает и плавно перетекает в этап переработки.

Перерабатываем. К этому шагу вы уже проанализировали и почистили свой список идей. С тем, что осталось можно продолжать работать. Каждую идею нужно рассматривать со всех ракурсов и думать: как же мне тебя повернуть, чтобы было посвежее, поновее? как сделать что-то, чего читатель еще не видел? Возможно, у вас получится найти какую-то точку, с которой на эту идею еще никто до вас не смотрел. Читатель любит новое, ему неинтересно читать об одном и том же пятисотый раз подряд. И момент переработки как раз добавляет уникальности вашему сеттингу. На этом моменте вы можете придумать что-то, что читателя удивит, зацепит и поможет ему захотеть остаться в этом мире.

Работа с материалами

  1. Проведите ресерч. У нас с вами есть список идей. Они уже и логичные, и визуализированные, и даже уже уникальные. Что с ними делать дальше? А дальше мы начинаем тяжело, нудно и долго работать над тем, чтобы под это все подвести базу. Не оставляйте нелогичных ответов в своей истории. Подтягивайте знания в той области, о которой пишете. Изучайте все, что вы в своем мире используете.
  2. Установите правила мира, которые вы как автор не можете нарушать. Персонажи отчасти могут, но мир дает какую-то соразмерную реакцию, когда герой нарушает эти правила. Вы должны знать, как работает магия, политическая система, сословия. Даже если вы об этом не рассказываете, правила должны постоянно быть у вас перед глазами.
  3. Детализируйте. Придумывайте, какого цвета у вас магия огня, какие висюльки носят маги тьмы и так далее. Всю вот эту красоту можно наводить на третьем этапе.

Соблюдение правил Н.Л.О

Н.Л.О — Необходимость, Логичность, Отзывчивость.

Необходимость

Когда вы выдаете информацию по мере необходимости

  • Важно ли это для сюжета?
  • Интересно ли это читателю?
  • Зачем читателю эта информация сейчас?

Логичность

  • Коррелирует ли эта деталь мира с другими деталями, которые у меня есть?
  • Действительно ли это возможно с политической/биологической/научной точки зрения?
  • Соблюдаю ли я законы собственного мира?

Отзывчивость

Мир, который вы создаете — это интерактивная декорация к вашему сюжету. Он должен играть вместе с сюжетом, чтобы заинтересовать читателя. Не нужно придумывать действие ради действия. Если оно есть, то должно играть с сюжетом. Попробуйте ответить на вопросы:

  • Насколько мои персонажи и сюжет взаимодействуют с миром?
  • Есть ли элементы мира, которые выполняют только декоративную функцию в истории?
  • Как мне сделать их не декоративными, а интерактивными?

Романтическая линия: как описать любовь, чтобы в нее поверили

Ксения Власова, автор книги «Рок и Кара»

Изучите тропы, которые используют при написании романтической линии. Среди популярных: от ненависти до любви, постепенное сближение друзей, запретные отношения, когда между героями какие-то непреодолимые препятствия, из-за которых они не могут быть вместе. Изучили? Теперь забудьте о них и переходите к основной работе.

  • Нащупайте героев, их характеры. Подумайте, что такое любовь именно для них. Как она будет выглядеть, в чем проявляться. Потому что все люди разные, и каждый выражает любовь по-своему. Для каждого даже проявления этой любви будут выглядеть совершенно по-разному. Затем примерьте это на своих героев: подходит ли им это? они так могут чувствовать и говорить? они могут так себя вести или это будет неестественно? Посмотрели, подумали, покрутили, нашли путь, которым пойдут герои, и можно приступать к описанию любовной линии.
  • Обнажая душу героев, не торопитесь обнажать их тела. «Химия» между героями очень круто цепляет читателей, и авторы любят ее показывать. Но здесь есть вероятность увлечься и эту химию дать слишком быстро. Не спешите. Пусть герои узнают секреты друг друга, разделят общую тайну, станут друзьями или союзниками. Зачастую такая близость героев «заводит» даже круче эротической сцены.
  • «Американские горки» в отношениях героев часто выглядят дешево и неестественно. Создавая конфликты между героями, не забывайте о логике.
  • Не бойтесь постельных сцен, но и не делайте на них основную ставку. Если считаете, что сцена нужна, смело пишите. Чувствуете, что она никак не повлияет на сюжет или раскрытие героев, вычеркивайте.

Саморедактура и редактура

Екатерина Звонцова, редактор и автор книги «Причеши меня. Твой текст»

После того как работа над рукописью завершена, часто хочется ее сразу отпустить: разослать по издательствам, выложить в сеть или разослать всем знакомым. Так делать не стоит — сначала текст нужно отредактировать.

Делать это сразу достаточно сложно. Потому что за время написания мы срастаемся с этим текстом и не можем посмотреть на него отстраненно, наш глаз замыливается. Вдобавок мы сильно устаем от огромной умственной работы.

Скажите своей законченной книжке: «Не сегодня!». Отложите ее на некоторое время и позвольте себе небольшой отдых.

Прогуляйтесь, повидайтесь с друзьями, съездите в отпуск или начните аккуратненько думать в сторону какой-то новой идеи — здесь все зависит от того, что помогает вам отдыхать и наполняться свежей энергией.

После небольшой передышки, когда у вас появится ресурс посмотреть на текст свежим взглядом, заметить ошибки и сделать его лучше, можно приступать к работе. Желательно отредактировать вашу рукопись сначала на сюжет, потом на стиль.

Сюжетные правки

Сюжетная редактура закончена, когда:

  • в тексте соблюдены законы драматургии: сюжетостроение и структура (экспозиция → завязка → развитие действия → кульминация → развязка);
  • «вход» в книгу не затянут, «выход» не скомкан. Посмотрите, есть ли у читателя время познакомиться и попрощаться с героями;
  • сюжет логичен: все ружья стреляют, в кустах не играют рояли;
  • мотивы и конфликты персонажей ясны, образы четко прорисованы, трансформация последовательна;
  • мир работает, его научная, магическая, историческая, политическая сторона понятны, нет противоречивых элементов, нестыковок.

Здесь же, на сюжетном этапе, проверяем два технических момента:

  • режим повествования. Смотрим, нет ли прыжков из головы в голову внутри одной сцены. Здесь действует простое правило: даже если у вас несколько повествователей, чьими глазами читатель смотрит на историю, желательно доверять каждому отдельную главу или хотя бы завершенные по смыслу эпизоды;
  • связки между сценами. Бывает, что мы гонимся за «интересными» сценами в сюжете и комкаем все между ними. Например, очень спешим описать поцелуй.

Стилевые правки

Как мы этого добиваемся:

  • дописываем сцены, которых не хватает (например, чтобы показать упущенную веху на пути развития героя);
  • расширяем существующие сцены (иногда можно добавить героям внутренних монологов, увеличить диалоги, подсветить кого-то за счет стороннего восприятия);
  • удаляем лишние сцены, которые ни на что не работают или рушат наши образы;
  • переписываем «прыгающие» сцены.

Стилевая редактура должна убрать:

  • базовые ошибки (грамматические, орфографические, пунктуационные, коннотационные);
  • мусор (канцелярит, заместительные слова, лишние местоимения, повторы, паразиты времени);
  • нарушения культурного кода («копейки» в тексте про США, «эгоисты» и «оптимисты» в тексте про Средневековье, выражение «лететь пулей» в мире, где нет огнестрельного оружия);
  • неблагозвучность, неудобочитаемость — создаем красоту.

На этом этапе текст уже восхитителен. Его можно отпускать в мир, даже если остались несовершенства.

О том, как искать издательство и продвигать рукопись, расскажем в следующий раз. Чтобы не пропустить выход новой статьи, подпишитесь на нашу рассылку.

По материалам вебинара «Путь героя: как написать и издать Young Adult роман»

Похожие статьи