Продолжаем разбираться, что делать, если не пишется. Отвечают авторы МИФа: дают советы о творчестве и делятся воспоминаниями. Первую часть можно почитать тут.
Александра Дормидонтова, автор комикса «Как стать ведьмой»
У меня был весьма долгий творческий кризис незадолго до того, как я начала свой комикс. Много лет я либо вообще ничего не рисовала, либо рисовала какие-то небольшие рабочие заказы, но не получала никакого удовольствия от работы над ними. Это был тот период, когда я думала, что мое творчество бесполезно и никому не нужно, что мои навыки ужасны и я все равно не могу создать ничего путного. И я не пыталась как-то бороться с этими мыслями.
Однажды я просто оказалась в нужное время и в нужном месте. Это был комикс-фестиваль в Москве. Там было огромное количество художников, иллюстраторов, комиксистов. Я не шучу: большущее помещение, размером с ангар для самолета, было заставлено рядами из столов, где авторы представляли разный мерч со своими иллюстрациями, или комиксы, которые сами нарисовали. И все с горящими глазами рассказывали о себе о своем творчестве, были общительны и поддерживали друг друга. И я такая: «А что, так можно было?!»
Я настолько вдохновилась всей этой атмосферой и всеми этими людьми, что снова взялась за рисование и стала получать от этого удовольствие. А через какое-то время и вообще решилась на свой собственный комикс. Вот как сильно меня накрыло.
Ксения Власова, автор книги «Рок и Кара»
Если не пишется, я делаю перерыв. Я люблю писать, не мыслю себя без этого. Если буквы не складываются в слова, скорее всего дело в усталости или в том, что сцена плохо продумана. И в первом, и во втором случае это повод отложить ноут в сторону и пойти прогуляться.
Иногда, кстати, работать мешает страх — перед первым листом, перед темой, за которую берусь. Тогда нужно покопаться в себе, посмотреть в лицо своим сомнениям, разобраться с ними.
Наталия Осояну, автор книги «Румынские мифы»
Если не пишется, но без сочинительства тоскливо, выход один: как можно больше читать, желательно НЕхудожественную литературу. Можно от тех областей, которые интересны, постепенно переходить к сопряженным и все более далеким, обогащая свой интеллектуальный багаж. В какой-то момент разрозненные куски информации могут с громким щелчком сложиться в нечто новое, необычное, замысловатое. По крайней мере, в моем случае этот способ работает. Но у него есть серьезный недостаток: он медленный, необычайно медленный, и по современным меркам, видимо, не слишком удачный. Однако другого я не знаю.
Кристина Робер, автор книги «Полусолнце»
Если не пишется, не пишу. Не вижу проблемы не делать что-то, если не хочется. Я как маленький ребенок: чем больше заставляешь, тем меньше хочется. Творчество — оно по любви. Больше всего боюсь когда-нибудь оказаться в ситуации, когда мне придется через не хочу творить. В нашей жизни и так слишком много «надо», пусть творчество навсегда останется в статусе «надо, потому что я так хочу».
Во время писательского кризиса ничего не делаю, отпускаю ситуацию. Знаю, что мое ко мне всегда вернется. Смотрю, что хочу, слушаю музыку, занимаюсь другими делами. Рано или поздно щелкнет снова. Конечно, с возрастом такие кризисы длятся все меньше. Я взрослею, лучше узнаю себя и точно знаю, «куда пойти» за легендарной музой. Другое дело, иногда я намеренно «не иду», потому что хочу отдохнуть, ведь, может, творческий кризис — это и не кризис вовсе, а звоночек от организма, что пора взять тайм-аут.
Наталья Ильина, автор книги «Пока ты здесь»
Если не пишется, страдаю. Перечитываю любимые книги, смотрю хорошие фильмы. Ловлю эмоциональную «волну».
Писательский кризис был и не раз. Это сложно. Ни разу не справилась. Однажды просто открывала файл и начинала писать. Всегда неожиданно.
Обложка: unsplash