Самиздат или издательство? Сделать все как я хочу, или довериться профессионалам и немного уступить? У начинающих авторов часто возникают подобные вопросы.
Попросили авторов МИФа поделиться своим опытом и рассказать, чем выпуск книги в издательстве отличается от самиздата?
Курс «ЦЕХ № 3»
Ксения Власова, автор книги «Рок и Кара»
В самиздате ты и швец, и жнец, и на дуде игрец. В этом, конечно, есть свои плюсы. Но я достаточно времени провела на самиздате, чтобы понять: для создания чего-то по-настоящему уникального, писателю нужна помощь.
Да, писатель создает основу, саму суть, но любому бриллианту нужна огранка. Хорошее издательство, заинтересованное в продвижении автора, этим и занимается.
С текстом работают редактор и корректор. Обложкой под руководством арт-директора занимается художник. Кто-то корпит над красивой версткой, кто-то — над продвижением. В итоге именно командная работа позволяет книге стать лучше.
При этом большая часть забот с плеч автора переходит на плечи издательства. Автор в этот момент может работать над следующей книгой. И мне кажется, это очень важно.
Можно одновременно заниматься всеми вещами сразу. А можно оставить производственный процесс профессионалам и сконцентрироваться на том, что любишь больше всего — на писательстве.
Александра Дормидонтова, автор книги «Как стать ведьмой»
Мне доводилось участвовать в самиздат проектах. И, конечно, работа с издательством делает выпуск книги намного проще и быстрее. Так как в самиздате ты чаще всего один или с небольшой командой. И даже для пары-тройки человек это огромная работа: редактура, корректура, верстка, обложка, типография и много чего еще.
Но для меня выпуск книги в издательстве — не только отлаженная работа команды. Это еще и возможность получить профессиональный фидбэк и взгляд на книгу от людей, которые в книжной индустрии уже давно и знают, как устроено книгоиздание и чего хочет читатель.
Кристина Робер, автор книги «Полусолнце»
В издательстве я не чувствовала себя посторонним человеком, который отдал права и остался не у дел. Я была частью команды, словно и сама работаю в издательстве. Это очень круто. Круто быть на одной волне с редактором и понимать, что ты — член чудесной, творческой и очень чуткой семьи.
Работу в издательстве отличают ответственность и профессионализм. Невозможно быть и редактором, и корректором, и арт-директором, и эсэмэмщиком.
Каким бы трезвым ты ни был по отношению к своей книге, какими бы знаниями ты ни обладал в разных сферах, на каком-то этапе теряется объективность, ведь это же твоя книга, она априори хороша и любима (или, наоборот, может наступить момент, когда все не то, все не так).
Каждый должен заниматься своей работой. Плюс, в моем случае, это время. Я понимала, что физически не смогу уделить книге столько времени, сколько ей нужно, чтобы сделать из нее конфетку.
Ales, автор книги «Мангуп»
Сотрудничество с издательствами казалось мне перспективой довольно нудной и будничной, тогда как на деле процесс принес массу удовольствия.
Выпуск книги в издательстве отличается от самиздата количеством человек, работающих над книгой, и разделением рабочих задач. В этом есть и плюсы, и минусы. Плюсов, конечно, больше.
Когда самостоятельно управляешь процессом, легче корректировать сроки, не нарываешься на дедлайны, не приходится по десять раз все утверждать. Зато наличие большой команды обеспечивает качество, когда не пара человек горит книгой, а пять-десять.
Еще самиздат дает автору полную свободу слова: не приходится держать в рамках ни фантазию, ни комментарии к книге. Нет никакого «так положено», можно хоть вверх тормашками печатать. Например, мои читатели привыкли к дополнительным и справочно-познавательным материалам в конце книги. У меня под них обычно отводится целый раздел, это, можно сказать, моя узнаваемая фишка. В издательстве же пришлось от этого отказаться и сделать сноски, которые моя душа недолюбливает.
Ну и еще в самиздате дороже для читателя выходят книги с «украшательствами» — золочением, тиснением, лаком. А тут все это будет доступно для людей. Это здорово.
Наталья Ильина, автор книги «Пока ты здесь»
Кроме того, что книга появляется на полках крупных книжных магазинов, красивая, вкусно пахнущая, шелестящая станицами, настоящая?
Выпуск книги в издательстве — это очередной шаг, ступень лестницы, по которой мы идем всю жизнь.
Это некое, пусть спорное, признание для автора, что он состоялся именно на этом поприще. Однажды я услышала фразу: «Читатель голосует кошельком». Не секрет, что бумажные книги нынче дороги, и если мою книгу покупают, значит, она чего-то стоит?