Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Как расшифровать старинные портреты и увидеть в них смысл
16 января 2023 2 308 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Есть мнение, что портретные залы в музеях — самые скучные залы. Это связано с тем, что имена и лица, запечатленные на картинах, нам ни о чем не говорят. Искусствовед Мария Швец на лекции курса «Загадки русского искусства» рассказала, как преодолеть этот стереотип и научиться видеть в портретах интересное.

Жанр портрета зародился в XVII веке. До этого русское искусство было религиозным. Оно представляло не земной мир, а мир горний. Изображение лиц и фона было обусловлено строгим набором церковных канонов.

Парсуна — наследница иконы

Уникальное явление русского искусства — парсуны. Они созданы на почве иконописи, но это портреты реальных людей. Посмотрите, как они похожи на иконы. Их создавали мастера оружейной палаты — иконописцы.

Парсуны — это портреты, которые были похожи на иконы, но они не предназначались для молитв.

Кто изображался на парсунах?

В связи с тем, что это почти икона, то чести быть изображенными на парсунах удостаивались только самые знатные особы. Тут воплотилась идея царя как помазанника божьего и идея сакральности власти. В парсунах было много смысла, много символов — это сразу задало особое место жанру портрета.

Женщин тоже изображали на парсунах, но редко. Ниже — несколько примеров редчайших парсун с изображением женщин.

Прогрессивные детали (светотень, веер) связаны с проникновением в русское искусство европейских элементов.

В парсунах невозможно определить возраст модели. Это связано не с тем, что художник не смог передать возраст. Это отголосок стилистики икон: в них нет времени. Иконы всегда про вечность.

Парсуны создавали для интерьеров и публики. Но царские особы не располагали временем позировать всем художникам. Поэтому позировали одному, а остальные парсуны копировались с первого варианта. Каждый мастер добавлял что-то от себя, и часто это порождало курьезы.

На картинах более поздних времен мы можем найти парсуны, очень похожие на парсуну М. А. Апраксиной, которую мы рассмотрели выше. Модель та же самая, но с некоторыми изменениями.

Пространство вечности, которое досталось парсуне от иконы, не подразумевает правды, поэтому художники могли создавать множество копий со своими вариантами.

Евдокия Лопухина была первой супругой Петра I.

Самая ранняя парсуна датирована периодом не ранее 1727 года. Она очень темная, на ней мало что можно разглядеть. Ирония в том, что ее копии постоянно улучшались. Чем старше становилась сама Лопухина, тем более молодели и хорошели ее портреты.

Закончить разговор про парсуны можно небанальным примером — Преображенская серия парсун. Она стала своеобразным водоразделом церковного и светского искусства.

Преображенская серия — это мужские портреты, плоскостные, в статичных позах. Мы видим подписи, как будто в церковном стиле. Но на самом деле в этих, казалось бы, серьезных парсунах скрыта насмешка, которая связана с «Всешутейшим, всепьянейшим и сумасброднейшим собором» Петра I. Это особое шуточное общество, которое Петр I организовал со своими сподвижниками. В его основу легла пародия на Церковь: участники высмеивали ее иерархию и ритуалы, устраивая пьяные загулы. В сообщество входили первые лица государства — полководцы, политики, представители самых знатных фамилий.

Преображенская серия — визуальное подтверждение насмешки, что было очевидно современникам. Серия выглядит как традиционные парсуны. Раньше на парсунах можно было изображать только самых знатных добродетельных особ. А теперь здесь изображены знатные шутники с шутовскими именами.

Последний портрет имеет вполне определенную дату — не позднее 30 августа 1698 года. Мы можем точно определить, потому что на ней изображен мужчина со сбритой бородой. Часть портретов «бородатые», а часть уже нет.

Выводы

Жанр портрета занял в русском искусстве особое место, так как он уходит корнями к иконе. Но к концу XVII века его статус снижается — во многом усилиями Петра I. Это сделано специально, чтобы сделать русскую культуру более европейской.

Черты европейского искусства все чаще проникают в искусство русское. На смену парсуне приходит Парадный портрет.

Парадный портрет

Если говорить кратко, то это особый подвид жанра портрета. Статус парсуны принижается, но остается неизменным то, что на портрете может быть изображена только знать.

У парадного портрета по-прежнему нет задачи точно воспроизвести лицо. Но если у парсуны стояла задача вписать образ в пространство вечности, то парадный портрет создает идеализированный образ, подчеркивает статус и добродетели модели.

Все парадные портреты напичканы символами, которые надо разгадывать. Каждый атрибут имеет свое значение.

«Чесменский дворец»

Интересная история связана с малоизвестной пьесой Екатерины II «Чесменский дворец». Екатерина Великая любила писать «безделки» — несерьезные произведения для души. Пьеса «Чесменский дворец» написана в 1780 г. на французском языке и не публиковалась до начала XX века.

Центральный персонаж пьесы — сторож дворца. Он делает ночной обход и слышит, как персонажи картин, которыми увешаны стены, переговариваются между собой. Вся пьеса строится на диалогах портретов.

И что любопытно: при том, что парадные портреты — высокий жанр, Екатерина вложила в уста персонажей странные диалоги. Юмор заключался в несоответствии высокого жанра портрета и безделиц, которые обсуждали персонажи.

Дмитрий Левицкий, Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия, 1783

Классический пример парадного портрета — портрет Екатерины II кисти Дмитрия Левицкого.

Посмотрим внимательнее на детали.

Орел с оливковой ветвью сидит на книгах, он зажал в лапе свиток. Книги — законы, в лапе орла — тоже свиток законов. Орел — символ России, он рифмуется с гербом на перевязи Екатерины.

Правее — барельеф мудреца Солона и жертвенный алтарь, на котором сжигаются маки. Маки и алтарь — символ того, что императрица жертвует своим сном. На алтаре — бараньи головы и надпись: «Ради общего блага», — что также отсылает к античности.

В фасоне платья Екатерины II мы не видим корсета, нижней юбки, так как Екатерина мыслит себя наследницей древних греков и римлян. Фасон платья отсылает к античным богам.

На платье Екатерины мы видим ленту святого Владимира и орден Андрея Первозванного. Это награды императрицы во имя ее жертв на благо государства.

В левой части картины корабли — отсылка к военным победам. И есть маленькая деталь — жезл Меркурия. Он говорит нам о том, что императрица смогла установить безопасную морскую торговлю.

Приглашающим жестом Екатерина показывает жертвенный алтарь. Корона императрицы — гражданская, незаметная, соседствует с венком лавра — отсылка к тому, что царственная особа действует в интересах народа.

Справа — богиня правосудия. Ее глаза не завязаны. Можно заметить сходство лиц Фемиды и Екатерины.
Портрет Левицкого стал образцом для подражания. Существует очень много похожих портретов, где картина Левицкого взята за основу.

Выводы

Парадные портреты — закодированные сообщения, где каждый элемент не случаен, все имеет заранее продуманный и прописанный смысл. Портрет превозносит добродетели и статус знатного лица.

Это лишь часть лекции. О юмористических элементах в старинных портретах, о необычных персонажах, о влиянии фотографии на портретное искусство Мария Швец рассказала в первой лекции курса «Загадки русского искусства». Промокод blog даст скидку 30% на покупку одной лекции или всего курса.

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи