Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Клетка для шехзаде и иерархия в гареме. 9 заметок для любителей сериала «Великолепный век»
14 января 2023 1 969 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Благодаря сериалу «Великолепный век» многие из нас открыли для себя мир загадочного и чарующего Востока. Книга искусствоведа Аси Гимборг поможет узнать о нем больше. Полистали новинку и узнали, существовала ли Хюррем-султан на самом деле, как жили шехзаде и могли ли наложницы получить свободу.



Великолепный век османского искусства

Хюррем

Хюррем действительно была любимой женой Сулеймана Великолепного и имела на него практически неограниченное влияние. В борьбе за сердце султана она победила других жен и наложниц, добилась казни великого визиря Ибрагима, смогла устранить старшего сына султана Мустафу, проложив дорогу к трону одному из своих сыновей — Селиму. (Он взошел на престол уже после смерти матери, казнив по традиции своего брата и племянников.)

Будучи очень образованной и умной женщиной, Хюррем вела переписку с иностранными правителями, лично принимала послов и доверенных лиц из других государств, выступала заказчиком строительства мечетей, школ, бань, медресе.


Портрет Хюррем-султан. Последователь Тициана

Предположительно, Хюррем была представительницей славянского рода, европейцы называли ее Роксоланой. Первенец Хюррем и Сулеймана Мехмед скончался от оспы, а их второй сын Джахангир — от врожденных проблем со здоровьем. В 1524 году Хюррем родила Сулейману I сына Селима, а спустя десять лет султан заключил с ней официальный брак, что позволило ей утвердиться в качестве главы гарема и сохранить влияние на все государственные и внутригаремные дела вплоть до своей смерти в 1558 году.

Как жили шехзаде

Кафесом называли павильон на территории Топкапы, располагавшийся во внутреннем дворике султанского гарема и служивший местом пребывания наследных принцев (шехзаде). В здании находилось двенадцать покоев, украшенных роскошными изразцами и великолепными витражами. Примечательно, что Кафес — единственное на территории Топкапы сооружение, дошедшее до нас практически в неизменном виде.

Шехзаде попадали в Кафес в возрасте восьми лет. В распоряжении каждого наследного принца было две-три комнаты. Такое принудительное заточение становилось гарантией того, что в случае внезапной смерти султана при отсутствии у него прямых наследников династия Османов не прервется, ведь в Кафесе содержались не только сыновья султана, но и его братья, племянники и другие возможных претенденты на трон.


Покои шехзаде. Использовались как Кафес. Дворец Топкапы. Стамбул

Вход в Кафес охраняли глухонемые евнухи (им предусмотрительно надрезали язык и прокалывали барабанные перепонки). Шехзаде общались исключительно с прислугой и учителями и ни под каким предлогом не могли покидать пределы Кафеса. Родителей наследные принцы видели крайне редко — лишь во время каких-нибудь торжеств. По достижении совершеннолетия шехзаде разрешалось взять нескольких наложниц, однако они не могли жениться или иметь детей — наложниц подвергали принудительной хирургической стерилизации, чтобы исключить вероятность наступления беременности.

Наследные принцы жили в условиях практически полной изоляции от внешнего мира, они не получали никакого опыта управления государством и с трудом представляли себе, что происходит за стенами Кафеса. Многих шехзаде преследовал постоянный страх смерти — случалось, что глухонемые охранники выступали в роли наемных убийц. Нет ничего удивительного, что после стольких лет жизни в заточении (а некоторые шехзаде оставались в «клетке» до конца своих дней) у принцев часто наблюдались психические расстройства, вплоть до умопомешательства.

Турецкий кофе

Начало турецко-кофейной страсти было положено в период правления Сулеймана Великолепного, который даже учредил должность придворного кофевара, чтобы иметь возможность в любой момент наслаждаться необычным напитком. Разумеется, не все турки сразу оценили достоинства кофе в полной мере.

Помните эпизод из сериала «Великолепный век», когда Хюррем впервые пробует кофе и тут же выплевывает горькую жидкость? К счастью, один добрый человек (им оказался Сюмбюль-ага) посоветовал ей взять кусочек лукума, после чего вкус кофе проявился совсем по-другому.

Дальше — больше. Кофе постепенно приобретает популярность среди населения страны, появляются кофейни, где османы охотно собираются, чтобы приятно провести время и поговорить с друзьями. Стоил кофе недорого, правда, приготовление его занимало некоторое время (чтобы сварить кофе, требовалось примерно 20 минут), так что посетителям кофеен приходилось ждать, однако и пили они кофе медленно, смакуя и наслаждаясь всеми оттенками вкуса. Иными словами, кофейня была идеальным местом для встреч и неспешных бесед. А еще для того, чтобы обсудить очередной государственный переворот и организовать мятеж против султана.

Портрет султана

Многие европейские художники, посещавшие Османскую империю, мечтали написать портрет султана, однако не всем удавалось получить разрешение на это. А вот Иван Захаров (кстати, он автор весьма любопытных «Путевых записок русского художника»), случайно попавший в Константинополь в 1849 году, придумал нестандартный способ решения этой задачи. В течение месяца он каждую пятницу наблюдал, как султан Абдул-Меджид I торжественно выезжает на молитву в мечеть. Дома художник по памяти писал портрет султана, а недостающие подробности старался ухватить в следующий раз.

Когда картина была готова, Захаров пришел к великому визирю с просьбой разрешить ему присутствовать на торжественном приеме у султана. На церемонию художник отправился, взяв с собой написанный портрет. Там на него обратил внимание сын правителя и потребовал показать полотно. Султан был настолько впечатлен, что велел русскому живописцу сделать несколько портретов своих детей. Выполнив работу, Захаров получил разрешение представить во дворце султана не только эти портреты, но и другие рисунки и эскизы, сделанные им в Константинополе. Выставка прошла в публичном формате, заграничная пресса пестрела многочисленными статьями об этом событии, которое назвали первой художественной выставкой в Константинополе. На полученный от султана гонорар Захаров отправился в путешествие по Греции и Италии. В 1850 году, по возвращении в Петербург, он устроил выставку своих картин и эскизов, и это была первая персональная художественная выставка в Петербурге.


А это портрет другого султана и другого художника: султан Баязид I (прав. 1389–1402), мастерская Паоло Веронезе

Мечеть в знак безнадежной любви

В период правления султана Сулеймана Великолепного живет и творит замечательный турецкий архитектор Коджа Мимар Синан, или Великий Зодчий Синан (ок. 1489–1588). За свою долгую жизнь Синан прошел путь от простого янычара до придворного архитектора. Он писал: «Я видел памятники, великие древние останки. Я научился у каждой руины, из каждого здания я что-то впитал».

По легенде, Синан был влюблен в Михримах-султан, дочь Сулеймана Великолепного и Хюррем. Безответное чувство подвигло зодчего на строительство двух мечетей в честь прекрасной султанши — в европейской и азиатской частях Стамбула.

Мечеть Михримах (1562–1565) в стамбульском районе Эдирнекапы поражает красотой и изяществом внутреннего убранства. Ее единственный минарет считается символом неразделенной любви великого архитектора к принцессе. Вторая мечеть Михримах

(1546–1548) находится в районе Ускюдар. В оформлении храмов использованы чудесные витражи, которые создают ощущение легкого, кружевного полотна, ниспадающего с купола. Если в Эдирнекапы мечеть пронизана светом, то в Ускюдаре, наоборот, всегда хранит загадочный полумрак — архитектор словно намекает на имя Михримах, которое означает «солнце и луна». Синан разместил строения с таким расчетом, что 21 марта, в день рождения Михримах, когда солнце садится за мечетью в Эдирнекапы, над храмом в Ускюдаре восходит луна.


Мечеть Михримах. Мимар Синан. 1562–1565. Эдирнекапы, Стамбул

Иерархия в гареме

Султанский гарем — это город в миниатюре, целый мир со своими порядками и иерархией. Череда комнат, залов, коридоров, библиотека, фонтаны, хаммамы, подсобные помещения. Здесь проходила вся жизнь не только наложниц, но и жен и матерей султанов. У каждой из них была своя комната, часто с видом на бухту Золотой Рог.

Во главе гаремной иерархии находилась мать правящего султана, или валиде-султан. Она распоряжалась крупными суммами (это были доходы от земельных наделов и поместий в разных частях империи, а также подарки, которые валиде-султан получала от иностранцев и османской знати), улаживала конфликты, согласовывала праздники и торжественные церемонии, подбирала для султана и шехзаде девушек.

Второе по значимости место после матери султана в гареме занимали его жены и фаворитки. Женами первых османских султанов были дочери правителей соседних княжеств, а также девушки из Византийской империи, Сербского и Болгарского царств — такие браки заключались с целью укрепления молодого османского государства. Однако со времени правления Мехмеда II Завоевателя султаны стали жениться на наложницах, эта практика существовала вплоть до падения империи. Жены султанов обязательно умели читать и писать, у каждой в комнате была небольшая библиотека. Жена или наложница приходила к султану по его приглашению, она должна была вести себя согласно установленным правилам и даже садиться могла только с разрешения султана. Если наложница после проведенной с султаном ночи беременела, ее называли икбал (по-турецки «счастливая»), а с момента рождения ребенка она становилась женой султана и теперь ее называли кадын-эфенди. При султане Сулеймане Великолепном появляется особый титул для любимых жен и наложниц султана — хасеки́.

Османский девичник

Представим, что нас пригласили на османскую свадьбу и накануне торжества мы заглянули в дом к невесте. Только что же тут происходит? Совсем юная девушка в красном платье сидит посередине комнаты и горько плачет… Ее лицо закрыто платком, вокруг ходят люди и поют грустные песни. И еще ладони безутешной красавицы зачем-то мажут хной. Ну и нравы!

«Кына геджеси», или ночь хны, — старинная турецкая традиция, некий аналог нашего девичника. Мероприятие устраивали на стороне невесты после ночного намаза. Ночь хны — это последняя ночь, которую невеста проведет в родительском доме. Да, на турецком девичнике полагалось плакать, ведь османы верили, что слезы приносят удачу.

Хна известна туркам с давних времен, и отношение к ней особое: турки знали о целебных свойствах этого растения и наделяли хну мистической силой. Хна символизировала принесение живого существа в жертву, поэтому ее наносили на кожу мужчины, который отправлялся на военную службу, на жертвенное животное, кровь которого собирались пролить во славу Аллаха, и на руки невесты.

Впрочем, у этого обряда есть и более простое объяснение: раньше девушек выдавали замуж за молодых людей из других деревень, иногда весьма отдаленных, так что надеяться на скорую встречу с родителями невеста, разумеется, не могла — случалось даже, что, выйдя замуж, она никогда больше не видела своих родителей. Вот и придумали этот трогательный ритуал. По преданию, в день, когда на ладони у девушки не останется и следа от нанесенной хны, она успокоится и перестанет скучать по родителям. В ладонь невесты перед нанесением хны клали золотую монетку. В прежние времена выполнение столь ответственной миссии поручалось родственнице по линии мужа. Выбирали ту, у которой был счастливый брак, — исполняя обряд, она как бы передавала молодой невесте частичку своего семейного благополучия.

Дачи османских султанов

В это трудно поверить, но у османских султанов тоже были дачи! И виноваты во всем европейцы: в XVIII веке, когда в моду вошли западные образ жизни и развлечения, османская знать тут же принялась строить особняки, похожие на европейские, чтобы проводить за городом летние месяцы. Считается, что это подражание венецианским, французским и австрийским аристократам.

Такие усадьбы — йалы (или ялы) — начали появляться вдоль Босфора, прямо у самой кромки воды. Дома строили из дерева, а на крышу укладывали черепицу. Йалы обычно были двух- или трехэтажными, с большими высокими окнами. Планировка была традиционной для турецкого дома — с разделением на мужскую и женскую половины. Многие из этих построек имеют архитектурную и историческую ценность. Сейчас большинство таких вилл находится в частной собственности, поэтому попасть внутрь, к сожалению, не удастся. Однако вы можете купить билет на один из корабликов, курсирующих по Босфору, и вдоволь налюбоваться фасадами османских дач.


Дворец Чираган. Никогос Бальян. Ок. 1863–1867. Стамбул

Свобода для наложницы

Если в течение девяти лет пребывания наложницы в гареме султан ни разу не заинтересовался этой девушкой, ей предоставлялось право покинуть гарем. Для такой девушки подбирали мужа, ее обеспечивали «приданым», а также она получала официальный документ, подтверждавший, что теперь она — свободная женщина.

По материалам книги «Великолепный век османского искусства»
Обложка поста и иллюстрации — из книги

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи