Горные хребты, любопытные медведи, скопления гейзеров, прибрежные рифы и много-много снега. Все это — Камчатка, далекая и таинственная. Но что, если узнать ее лучше? Известный фотограф-натуралист Игорь Шпиленок приглашает в захватывающее путешествие во втором томе трилогии «Сто заповедных лет».
Самое снежное место
Сто заповедных лет. Фотоистория большого путешествия. Том 2: Камчатка
Камчатка — самое снежное место России. К тому же она окружена холодными морями: Охотским и Беринговым. Весной даже столица региона, находящаяся в самом благодатном месте полуострова, еще находится в плену мокрого снега, а по склонам городских сопок могут кататься лыжники.
Белое безмолвие юга Камчатки. Черное пятнышко на снегу — избушка автора на берегу заснеженного Камбального озера
Медвежья рыбалка
В ноябре, декабре и январе нерка продолжает нереститься, хотя берега нерестилищ уже завалены снегом. Из-за обилия рыбы медведи не спешат в берлогу. Самки с медвежатами могут бодрствовать до начала декабря, а крупные самцы порой продолжают рыбачить до середины января, хотя их передвижение затруднено глубоким рыхлым снегом.
Медведи в этот сезон замечательно фотогеничны! Летом, в начале нереста, они суетливы, худы и облезлы. Сейчас же, когда вес жира составляет до половины веса тела, мишки словно шарики, их зимний мех отлично выглядит.
Позднеосенняя и зимняя рыбалка медведей отличается от летней. Летом, когда лососи только заходят на нерест и еще полны сил, медведям приходится немало побегать по мелководьям в погоне за добычей, причем результативность такой рыбалки порой бывает очень невысокой, особенно у неопытных зверей. А сейчас почти вся рыба отнерестилась и погибла, множество рыбьих тел лежат на небольшой глубине в холодной воде. Поэтому медведи много плавают в поисках рыбьих тушек и ныряют, чтобы поднять их со дна. С рыбой в зубах медведю приходится плыть к берегу или к мелководью, где он может достать задними ногами дно, чтобы опереться и съесть рыбину, придерживая ее передними лапами. Некоторые же умеют съедать рыбу на плаву, подгребая воду задними лапами.
Долина гейзеров
О Долине гейзеров можно рассказывать бесконечно. Но вот главные сведения в одном абзаце. Обнаружена в 1941 году, уже после создания Кроноцкого заповедника. До этого крупные скопления гейзеров были известны всего в трех местах планеты: в Исландии, Йеллоустонском национальном парке (США) и Новой Зеландии. По числу гейзеров всех размеров (их около двухсот) Долина занимает второе место в мире после Йеллоустонского национального парка.
Камчатские гейзеры сохранились почти в первозданном виде, ведь сюда нельзя добраться наземным транспортом, только с помощью вертолетов, поэтому туристический поток полностью контролируется и регулируется. Правда, 3 июня 2007 года на Долину сошел оползень; под землей и под водой оказались около половины из действовавших в тот момент гейзеров. Некоторые из них, например крупные гейзеры Первенец и Большой, спустя несколько лет сумели восстановиться, некоторые исчезли, как тогда думалось, навсегда. А зимой 2014 года в верховьях Гейзерной произошел обвал горных пород; он спровоцировал сход еще одного селевого потока.
Вид на Долину гейзеров в 2014 году (после схода селя)
Парадокс Гейзерной в том, что зимой вода в ней теплее, чем летом. Это объясняется просто. Летом в реку поступает большое количество холодной воды от тающих снежников, а зимой ее в значительной мере питают подводные и расположенные рядом с руслом термальные источники.
Где же река?
На западном, охотоморском побережье Камчатки все крупные реки в нижнем течении замерзают, их заносит снегом. Ехать по сугробам вдоль моря можно хоть до мыса Лопатка.
К примеру, реку Большую, которую летом автор преодолел на военном транспортере-амфибии, под снежным покрывалом совсем не заметно. Она слилась с приморской тундрой. Если бы не зимующие на берегу рыболовные суда, можно не вспомнить, что здесь есть полноводная река.
Весна — тоже зима
Посмотрите на фото: это весна. Игорь прибыл к заснеженному Камбальному озеру, к заметенной снегом и заиндевевшей избушке. Вместе с помощником откопал снегоходными лопатами вход. Открутил привезенным с собой шуруповертом щиты из досок, которыми были защищены от медвежьего вандализма окно и дверь.
Внутри все было в порядке, только температура оказалась гораздо ниже, чем снаружи. На этот случай у печки лежала приготовленная с осени стопка сухих дров с кусочками бересты для растопки. Правда, был один сюрприз: в подполье избушки поселились норки. Шумные соседи!
Под обложкой второго тома еще много рассказов о животных, захватывающих кадров и живописных пейзажей. Можно разглядывать их, читать сопровождающий текст и наслаждаться.
По материалам книги «Сто заповедных лет. Фотоистория большого путешествия. Том 2: Камчатка»
Обложка поста и иллюстрации — из книги