Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Если вам надоели советы по писательству: 5 необычных полезных рекомендаций
10 января 2023 1 691 просмотр

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Думаете писать тексты и романы дано только великим талантам? А вот и нет! Фантаст Джефф Сомерс, у которого вышло 9 романов и более 30 рассказов, предлагает необычный и приправленный изрядной дозой юмора подход к творчеству.

Соммерс утверждает — писать легко. И дает множество остроумных полезных советов в своей книге «Нам понравилась ваша рукопись!». Делимся отрывками из неё.



Нам понравилась ваша рукопись!

Что не нужно для того, чтобы стать писателем

Начнем с высшего образования.

Харпер Ли, Джонатан Франзен, Элис Манро, Норман Мейлер не получали степень магистра искусств. Потому что диплом магистра не гарантирует вам больше радости от профессии, творческого развития, профессионального успеха и сети полезных контактов. Правда, отсутствие диплома тоже всего этого не гарантирует. Если вам кажется, что диплом поможет, — вперед. Если нет — не парьтесь: есть еще сотни способов сделать так, чтобы ваш роман опубликовали.

Пункт второй — оборудование. Абсолютно непринципиально, на чем вы пишете свои произведения. Известно, что Джордж Мартин печатает романы на древнем компьютере на базе DOS, не подсоединенном к интернету, и пользуется устаревшим текстовым редактором, который больше не поддерживается. Почему? Потому что ему так нравится, он — Джордж Мартин и никто не может заставить его перейти на MS Word. Этот факт не делает его вселенную менее сложной, его писательский стиль — менее потрясающим, а «Песнь льда и пламени» — менее эпохальным произведением.


Источник

И наконец, агенты.

Не переживайте, есть ли у вас литературный агент или нет, пока не напишете то, что кто-нибудь захочет прочитать. Агенты продают ваши книги, но, хотя они могут просмотреть рукопись, дать обратную связь и совет по продвижению (вся эта помощь очень ценна), собственно, когда вы пишете роман, они вам не нужны. Издать книгу самостоятельно сейчас тоже просто, процесс этот отлажен и не нов.

А если у вас есть талант к самопродвижению и маркетингу, вы даже сможете достичь больших высот в самиздате, как Аманда Хокинг и Хью Хоуи.

Как придумать оригинальный сюжет

Литературоведы никак не могут сойтись во мнении, сколько в мире насчитывается сюжетов. В своем труде «Семь базовых сюжетов» Кристофер Букер заявляет, что существует семь основных историй. А в ходе одного научного исследования 2016 года более 1700 рассказов пропустили через компьютерный анализ и пришли к выводу, что сюжетов всего шесть. В 1959 году Уильям Фостер-Харрис заявил, что базовых сюжетов и вовсе три!

Похоже, все сходятся лишь в одном: количество ограничено.

На самом деле, если проанализировать любой сюжет, пытаясь свести его к каким-то основным поворотам и конфликтам, окажется, что все уже придумано до нас и создать что-то новое практически нереально. Например, роман Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» воспринимается как довольно необычный, но лишь до тех пор, пока вы не начнете описывать его содержание максимально простыми словами: ненадежная рассказчица инсценирует свою смерть или исчезновение при помощи поддельного дневника.

Все это уже было. Не идея делает «Исчезнувшую» отличным романом, а воплощение: то, как Флинн соединила эти элементы, и ее особенный литературный стиль.


Кадр из фильма «Исчезнувшая». Источник

В основе любого литературного произведения лежит история, которую все уже знают. Вот «Ромео и Джульетта»: подростки из противоборствующих кланов полюбили друг друга, но им запретили встречаться. «Великий Гэтсби»: пытаясь произвести впечатление на девушку, ветеран войны сколачивает состояние незаконным путем. «Улисс»: чувак бродит по Дублину в июне. Ни один из этих сюжетов не кажется оригинальным и крышесносным, потому что они не оригинальные и не крышесносные.

А вот их воплощение — да.

Фантастические идеи и где они обитают

Мой любимый способ сгенерировать сюжет — взять уже существующий и доработать недостающие элементы. Практически в любой книге, любом фильме или даже в тексте песни есть упущенные детали, «инцидент с лапшой», остающийся без пояснений, — все то, что захватывает ваше воображение, но почему-то остается без внимания автора и какого-либо развития. Так развейте это сами.

Возьмите маленький непроработанный аспект чужого сюжета, сконцентрируйтесь на нем, вдохните в него жизнь, исследуйте его.


Кадр из сериала «Детективное агентство Дирка Джентли». Источник

Что за «инцидент с лапшой»? Это какой-то случай из прошлого, о котором персонажи вспоминают, не проясняя детали. «Именно так я написал „Электрическую церковь“ — пишет Джефф Сомерс. — Я прочел книгу Дугласа Адамса „Детективное агентство Дирка Джентли“. Адамс умудрялся напихать в сюжет какое-то невероятное количество идей, и одной из них был электрический монах — бытовой прибор, который верит вместо тебя. Персонаж не был до конца понятен и объяснен, и я начал думать над этим. Я проработал сюжет в голове и сел за научно-фантастическую антиутопию».

Диалог: две ловушки

Невыразительные диалоги, которые длятся бесконечно долго, — частая беда авторов. Почему? Есть две ловушки, в которые попадают писатели.

Ловушка первая: все говорят как вы. Осознаете вы или нет, у каждого человека особая манера говорить. От акцента (да, у вас есть акцент, хотя вы можете его не замечать, если все вокруг говорят также) до словарного запаса ваша манера речи подобна отпечатку пальца. И очень часто бывает, что в книгах все герои говорят как автор, то есть практически ничем не отличаются друг от друга, даже если вы постарались применить метод метода к каждой строчке диалога.


Источник

Ловушка вторая: все говорят одинаково. Даже если вы написали диалог не по образу и подобию собственной речи, очень легко столкнуться с другой проблемой, когда все герои говорят одинаково. При этом диалог может быть очень хорошим, но если в речи всех персонажей используются одни и те же обороты и ритмический рисунок, то реплики становятся невыразительными, и это вредит книге в целом. Устройте себе блиц-проверку: попросите кого-нибудь прочесть диалог из вашей книги без авторских слов вроде «сказал такой-то» — одну только прямую речь — и определить, сколько человек участвуют в разговоре и какая строчка кому принадлежит. Если ваш помощник не справится, вам есть над чем работать.

Секрет диалога — в ритме. Ритм у каждого из нас свой: мы соединяем слова в предложения определенным образом, что характеризует нас, как любой другой аспект личности. Мы говорим предсказуемо, повторяем одни и те же фразы и слова-паразиты, выстраиваем предложения по одной и той же схеме, используем привычные идиомы.

Чтобы реплики персонажа не только отражали его характерные особенности и личную историю, но и звучали естественно, легче всего списать их с речи реального человека. Например, можно взять манеру известного актера (вспомните Уильяма Шетнера в роли капитана Кирка, как он чеканил свои слова, — вот это был ритм!) или своего знакомого.

Цель — не украсть чью-то внешнюю жизнь, поместив ее в книгу, а взять у него устойчивый каркас, на который можно надстроить что-то свое.

Метод метода

Метод — термин из сценического мастерства. Вы наверняка слышали о системе Станиславского. Суть в том, что актер пытается проникнуть в голову своего героя: узнать, где тот вырос, какое у него любимое блюдо, кем был его лучший друг в седьмом классе. Даже если таких подробностей нет в сценарии и зрители никогда о них не узнают, столь близкое знакомство с персонажем делает игру более правдоподобной и сильной. Именно это нужно вам проделать со своими героями, чтобы написать хороший диалог.

Начинающим писателям часто говорят: показывайте, а не рассказывайте. Но это может стать отвратительной инструкцией, если истолковать фразу неправильно.

Смысл не в том, чтобы использовать в книге только зрительные образы. Показать — значит вызвать у читателя ощущение, что действие происходит в реальной вселенной, населенной реальными людьми, где не нужно на все указывать пальцем и вешать бейджики.


Источник

Что касается диалога, тут важно соблюсти хрупкий баланс между информацией, которую вы хотите сообщить читателю, и тем, что ваш герой хотел бы оставить за кадром. И смысл необязательно в том, чтобы читатели додумали несказанное. Главное, чтобы вы сами знали, что ваш герой недоговорил.

Вот почему так важно разговаривать с самим собой. Залезть в голову героям не получится, если вы будете сидеть в тихой комнате и печатать на клавиатуре. Есть несколько способов вжиться в их роль:

— можно написать о них рассказ или даже просто отдельные сцены;
— вести дневник или написать школьное сочинение от их имени;
— сходить на разведку в те места, где происходили важные события в их жизни;
— и да, представить, что вы беседуете с ними, когда говорите с самим собой.

По материалам книги «Нам понравилась ваша рукопись!»

P.S. Хотите больше узнать о работе над книгой? Приходите на третий поток нашего легендарного курса «ЦЕХ № 3». Вас ждут 26 уроков, включая занятия по комиксам и художественной прозе, встречи с именитыми авторами и редакторами МИФа и конкурс на издание целых 5 книг. По промокоду blog — скидка 30% (но не более 50% с другими акциями).

Обложка: unsplash

Рубрика
Творчество
Похожие статьи