Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Добрых дел мастер: как давать чаевые или участвовать в благотворительности
6 января 2023 908 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Многие люди считают себя «хорошими». Но не всегда легко определить, что в реальности хорошо или плохо. Особенно в нашем сложном мире, наполненном расхожими убеждениями, неоднозначными взглядами и когнитивными искажениями.

Майкл Шур, продюсер известных сериалов «В лучшем мире», «Офис» и «Черное зеркало», написал яркую, искрометную и очень полезную книгу по саморазвитию о моральной философии — «Мифы об идеальном человеке» — о том, что значит быть хорошим человеком в современном мире. Рассмотрим одну из неоднозначных ситуаций из книги.

Маленькое доброе дело

Однажды Майкл поймал себя в крайне неловкой ситуации, которая то и дело повторялась. Покупая в кофейне кофе, он платил наличными, а сдачу бросал в стаканчик для чаевых у кассы. Вот только… Он ждал, пока бариста повернется, прежде чем давал ему чаевые. Когда он вдруг осознал, что так делает, в голове тут же возникло много вопросов.

— Почему я хочу, чтобы человек видел, как я совершаю малюсенькое доброе дело?

— Неужели я стремился получить признание своей нравственности за то, что дал парню мелочь на чай?

— Или боялся, что если он не увидит, как я это делаю, то подумает, что я не оставляю чаевых?

Что это означало, если рассматривать чаевые в (другой, но связанной) сфере как благотворительность: не выше ли, например, ценность анонимных пожертвований с этической точки зрения? Если да, разве это не раздражает? Если не позволить написать свое имя в списке доноров, то никто не узнает, какой ты хороший человек! Майкл изучил проблему и наткнулся на концепцию моральной награды.

Концепция моральной награды

О моральной награде говорят, когда человек совершил доброе дело и должен быть вознагражден за него, и иногда это буквально «большой блестящий кубок!»

Но бывает, что в «награду» мы получаем невнятное ощущение, духовно обогащающее нас созданным нами же космическим позитивом.

Заслуживаем ли мы «награды», когда ведем себя по принципам добродетели? Когда Майкл дал чаевые бариста, какая-то часть его почувствовала, что он заслужил благодарность как награду за щедрость, и эту благодарность бариста продемонстрирует, когда увидит, как кладут деньги в стаканчик.

Тем самым наизнанку вывернулась сама идея чаевых, ведь целью акции была награда для Майкла, а не для парня, который ее заработал.

И если сказать это так… В смысле, это не может быть верно. Так ведь?

Понятно и стыдно

Майкл воспрянул духом, узнав, насколько распространено это чувство. Веками люди обсуждали желание признания собственно доброты. И когда Майкл провел неофициальный опрос среди друзей и коллег, многие признали за собой одну и ту же слабость: когда мы делаем что-то хорошее, мы хотим, чтобы нас похвалили. Мы желаем, чтобы нас считали хорошими, видели, что мы хорошие.

Это одновременно понятно и ужасно стыдно. Почему мы так жаждем признания добрых дел, даже если они ничтожны?

Отчасти такое поведение, а именно ожидание того, что «доброе дело» будет признано, проистекает из желания сделать так, чтобы оно сработало несколько иначе, чем как изначально задумывалось. Человек думает прежде всего о реакции на поступок и о том, какая для него в этом будет выгода.

Чаевые перестают играть роль чаевых, они становятся средством достижения цели, а цель была эгоистичной.

Появляется «дополнительная радость», вызванная тем, что бариста видит, как ему дают чаевые, и получает удовольствие, потому что вы отмечаете его хорошую работу. Безусловно, он испытал бы такое чувство в конце дня, подсчитывая общую сумму чаевых.

Но небольшое человеческое взаимодействие — светлое пятнышко в его и вашем дне, и это бесценно.

.

Уровни благотворительности

Это заставило Майкла задуматься о концепции односторонних денежных транзакций в гораздо более крупных размерах — о благотворительности. Очевидно, это не то же, что чаевые, но этические вопросы, связанные с моральной наградой, относятся к обеим сферам: мы даем деньги кому-то (или перечисляем куда-то) и хотим получить награду за то, что мы сделали. Мы ощущаем, что нас должны морально похлопать по спине, и, как ни стыдно это признавать, это очень мощное чувство. Мы хотим получить признание!

Древний философ Маймонид в своде законов «Мишне Тора» выделяет восемь уровней благотворительности. Один из самых высоких уровней благотворительности (предпоследний) — «анонимное пожертвование анонимным людям». Это значит, что, если мы даем большую сумму, скажем, движению, борющемуся с бедностью, мы должны делать это анонимно. Анонимность (возможно, с точки зрения этики полезная для нас) влияет и на других людей, которые видят в списке доноров только «анонимов». Может, это и хорошо. Возможно, анонимность дает понять, что пожертвование было осознанным и люди делают его, вдохновленные исключительно актом пожертвования ради пожертвования, а не для признания или гордости.

Нельзя отрицать, что в анонимном пожертвовании есть что-то хорошее, чистое и осознанное, что стирает всё, кроме самого акта.

Контраргумент анонимному пожертвованию: сколько дополнительной радости принесли известные люди, которые публично объявляли о пожертвованиях? Насколько больше внимания привлекли эти случаи, потому что о пожертвованиях было объявлено публично? Безусловно, много. И это необязательно должны быть известные люди: если мы пожертвуем на борьбу с бедностью, а наши друзья, коллеги и члены семьи увидят, что мы сделали, то, возможно, это вдохновит их на подобный поступок.

Должна быть золотая середина между «оставайтесь анонимным» и «опубликуйте селфи, где вы подписываете чек, с хештегами #якрутой, #ялучшечемты и #офигетькакойщедрый». Нетрудно представить, что дурная мотивация хорошего поступка в какой-то момент приведет к реальным моральным проблемам: мы начнем стремиться не просто делать добрые дела, а получать «награды» за них, и станем совершать добро только ради того, чтобы получить лайк, чтобы нашу страницу добавили в избранное, просмотрели или просто лестно о нас отозвались.

Из книги «Мифы об идеальном человеке» (раздел «Саморазвитие»).

Похожие статьи