Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Загадки русского искусства: почему мы помним одних художников и не знаем других?
3 января 2023 1 114 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Почему мы не знаем имен многих русских художников? Как жанр, в котором работал художник, влиял на его успех? Почему женщинам-художницам было сложнее прославиться, чем мужчинам?

Мария Швец, искусствовед и автор бестселлера «Главное в истории русского искусства», рассказывает об этом в лектории «Загадки русского искусства». Очень советуем его посмотреть и послушать на каникулах — там много чего интересного и неожиданного. А мы выбрали фрагменты из её лекции о забытых именах. И делимся с вами.

По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.

Почему мы не знаем имен многих русских иконописцев

Взгляд на художника, как на творца, появился только в эпоху Возрождения. Иконописец — не автор иконы, а транслятор божественных идей. Иконописцы не подписывали иконы и не считали возможным этого делать. Имена иконописцев, которые мы знаем, дошли до нас, скорее, вопреки желанию самих иконописцев — они подписывали какие-то документы или служили при монастырях.

Но это не единственная причина.

Перед нами икона, на которой изображен Архангел Гавриил. В 1864 году ее обнаружили в «рухлядной кладовой». Георгий Филимонов, сотрудник музея, нашел ее среди рухляди и досок, когда отбирал иконы. Выглядела она не совсем так. Поверх были наложены более поздние записи. Поэтому ее не посчитали ценной.

Когда в 1923 году икону реставрировали, под слоем XVI или XVII вв. обнаружили живопись конца XII века. Это одна из самых древних икон.

Как же она оказалась в кладовой?

В середине XIX в. люди представляли себе иконы совершенно иначе. Примерно так:

Древнерусское искусство представлялось мрачным, тяжелым, темным и даже страшным. И это представление держалось до начала XX века, точнее до 1913 г. В 1913 году состоялась выставка Древне-русского искусства Императорского московского археологического института. В начале XX века многие были увлечены народными промыслами.

На выставке были представлены ткани, шитье, серебро, медь и рукописи. Был выпущен каталог (на слайде). Была выставлена часть царских врат, на которых был изображен Иоанн Златоуст.

Люди увидели, что иконы вовсе не мрачные. Это лучезарное, светоносное искусство, наполненное цветом и светом. Это было настоящее озарение! Появился даже термин «Открытие иконы» (в начале XX в.)

Почему это произошло именно в 1913 году?

В это время было увлечение всем древнерусским и на фоне этого было и увлечение иконами. Также развивалась реставрация и стало понятно, что иконы выглядят совсем иначе, если убрать верхний временной слой. Стали появляться мастерские по реставрации икон.

Как жанр, в котором работал художник, влиял на его успех

Имя могло затеряться и у светских художников, творивших с XVIII века.

В XVIII веке появляется Императорская академия художеств — её строят по образцу европейских академий. Одна из важных ее систем — академическая иерархия жанров.

Были жанры:

  • высокие — историческая живопись, парадные портреты;
  • низкие — бытовая живопись, пейзажи, натюрморты.

 

Это связано с особенностью классицизма. Классицизм — главный стиль XVIII века, который являлся художественной параллелью века Просвещения, когда считалось, что во главе всего стоит разум. Все подвергалось анализу. Настоящее искусство должно было изображать идеальный мир, так как искусство и само относится к миру идеального. А наш мир несовершенен. Искусство должно учить, назидать — как жить и развивать благодетели. Это и определило судьбу жанров.

Художники малых жанров известны нам в меньшей степени, хотя это не совсем верно.

Алексей Венецианов

Алексей Венецианов — известный художник из семьи греческого происхождения. Его семья переехала в Россию из Греции, но почему-то её членов называли венецианцами, что впоследствии превратилось в фамилию.

Сам художник родился уже в России. Он был из семьи купцов, его родители торговали растениями. Он помогал им и служил землемером в городском департаменте.
С детства любил живопись, брал уроки рисования. Писал в основном портреты и жанровые зарисовки идеализированной русской жизни.

В 20 лет он ушел со службы и переехал в деревню Сафонково тверской губернии, где прожил до конца своих дней, организовал художественную школу для всех, обучал деревенских детей. Эта школа получила название Венециановская. Из него вышел целый ряд художников, в том числе Сергей Зарянко (говорили о нем на прошлом уроке). Александр Алексеев — также ученик художника — изобразил мастерскую Венецианова.

Капитон Зеленцов

Один из самых известных учеников — Капитон Зеленцов. Хотя сейчас это не очень известный художник. Он был мастер интерьерной живописи, работал в жанре интерьерной живописи и в жанре книжной графики, был академиком перспективной живописи.

А здесь изображена мастерская художника Петра Басина. Именно за эту картинку Зеленцов получил звание академика императорской академии художеств.

Петр Басин

Петр Басин тоже малоизвестен, но в свое время он был очень популярен. Его портрет написал Орест Кипренский, который, в свою очередь, написал известнейший портрет Пушкина.

Корабль, который перевозил картину Басина «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада» в Петербург попал в кораблекрушение. Картина была повреждена. Художник поехал в столицу, чтобы отреставрировать ее. Но по большей частью он поехал заниматься росписью Исаакиевского собора. Он делал и свои фрески и доделывал фрески за Брюлловым. Также он делал фрески Казанского собора. И написал множество портретов. Был преподавателем и воспитал многих художников. Также он выступал в качестве эксперта, когда для Зимнего дворца закупались коллекции искусств императорской резиденции. Обладал множеством наград. Но, увы, сегодня его имя не известно широкому кругу зрителей.

Так почему мы знаем Венецианова и Кипренского, но не помним Басина? Почему знаем одних, а не других?

Хотя в обеих группах были и талантливые и посредственные люди. Они могли работать в одних жанрах.

Увы, на этот вопрос нет ответа. Так распорядилась судьба. Но иногда все же причина известна.

Иван Тюрин

Пример — Иван Тюрин. Он работал и как фотограф, и как художник. То, что художник создавал портреты из дагерротипов, многим не нравилось. Искусством считалось только то, что создано человеком. Если при этом задействован любой механизм — это уже не искусство. Идея писать портреты с фотографии была и рекламным ходом.

Для того времени ателье Тюрина было очень популярным. Тюрин был очень востребованным художником, писал портреты императорских и высокопоставленных особ. Ниже изображена галерея портретов императорской семьи и высокопоставленных военачальников.

Почему же сегодня он почти никому не известен?

Художник рубежа XIX-XX вв., пишущий высокопоставленных особ, стал неизвестен, так как его жанр оказался, увы, не в тренде в советское время. Его просто посчитали неуместным и неудобным для соцреализма. Буржуазным. Враждебным. Его картин не было в учебниках, он нем не писались научные работы.

И его забыли.

Почему женщинам-художницам было сложнее прославиться, чем мужчинам

Первые рисовальные классы для одаренных девочек появились только в 40 гг. XIX века. Девушек стали принимать в академии художеств, но очень мало. Эти стереотипы затрудняли и построение карьеры.


Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих, 1855

Картины Екатерины Хилковой ничем не хуже мужских, но стереотип помешал ей стать известной. Это даже не говорилось напрямую, так считалось.


Екатерина Хилкова. Семейный портрет Матюниных, 1860-е

Вот отзыв Николая Романова, директор Румянцевского музея, на картину Антонины Ржевской: «Особенно типична для нового искусства и по теме, и по исполнению прекрасная картина госпожи Ржевской „Музыка“. Среди русских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит теперь едва ли не первое место…»

На первый взгляд он как будто хвалебный. Но есть нюанс.

Антонина Ржевская. Музыка, 1903

Николай Романов говорит, что госпоже Ржевской принадлежит «едва ли не первое место среди русских женщин-художниц», но не художников вообще!

Он даже и не сравнивает ее с мужчинами. Только с малочисленной группой женщин-художниц, которых было и так мало. И это начало XX века!

Женщины оставались в тени мужчин очень долго, они были на вторых ролях вплоть до XX века. В искусство приходили только через семью, будучи дочерьми или женами художников. Например, дочь Венецианова сама была художницей. Она не стала профессиональной художницей. После смерти отца она жила в бедности, так и не вышла замуж.


Александра Венецианова. Почтовая станция

Подробнее о забытых именах художников и художниц — в лектории «Загадки русского искусства». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.

Обложка: Екатерина Хилкова. Семейный портрет Матюниных, 1860-е

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи