Если вы частенько задаетесь вопросом, как писателям удается создавать идеи и придумывать миры для своих романов, то вы не одиноки — мы тоже об этом думаем. Поэтому решили узнавать из первых уст — у наших авторов, которые только-только получили из печати свои книги.
Часть ответов мы уже публиковали здесь. В этой статье продолжим и поговорим с авторами художественных романов и комиксов.
Идея
Идея книги — отправная точка, с которой все начинается. Чтобы книга получилась, идея должна быть яркой и настойчивой, хотя иногда она кристаллизуется только в процессе работы. Вот что рассказывают авторы об идеях своих книг.
Владимир Торин, соавтор дилогии «Мистер Вечный Канун»
Хэллоуин всегда казался мне чем-то сказочным, душевным и очень атмосферным. Этот праздник — как всеобъемлющая иллюстрация к понятию «Детство». Сам праздник и вдохновил. Однажды появилась идея, а почему бы и нет. И вот — от идеи до выхода книги пролетел один миг (длиной в восемь лет).
Ales, автор романа «Мангуп»
Все мои книги рождаются из сочетания ярких и простых, порой штамповых, образов — из тех, что приходят на ум едва ли не каждому — и географически интересной точки или исторического момента. Переживший кораблекрушение моряк и колонизация загадочной Новой Зеландии, пойманная инквизитором ведьма и средневековая Европа с расколом церкви, скандальный рок-певец и альтернативная современность… Всё подчиняется этой формуле. Так получается моё историческое фэнтези.
Формула «Мангупа» — это древний, как мир, рассказ о рабах и господах в качестве отправной точки. И грандиозная, скрытая пеленой недомолвок и тайн история готского княжества Феодоро с его белокаменной столицей на вершине горы.
Собственно, с этой самой горы всё и началось. Я вожу туры по занимательным местам планеты. И вот, в ходе подготовки к подъему на Мангуп, моё внимание зацепило имя князя Алексея I. Не то чтобы само имя — а странность правления этого человека. Что мы знаем о повелителях околосредневековой европейской части? С теми поссорился, того казнил, такие-то войны вёл, тех захватил. Об Алексее же ни в одной летописи не нашлось ни единого дурного слова. Даже враги, генуэзцы, посвящали ему хвалебные оды (и поныне в Италии остались фирмы, названные когда-то в честь — подумать только — врага, Алессио Габраса).
Алексей показался мне личностью настолько мифической, что непременно захотелось пофантазировать, каким мог быть этот человек. А где незаурядная личность, там и хорошей сказке о ней найдётся место. Да и попробуйте не вдохновиться самим местом: поднимитесь на Мангуп, изучите долгую вереницу пещер на вершине горы, коснитесь массивных развалин цитадели. История сама попросит себя рассказать.
Александра Дормидонтова, автор комикса «Как стать ведьмой»
Как появилась идея данного комикса? Ох, это та еще история! 🙂 Я очень люблю истории о магии, волшебстве. Но мысль написать свою собственную пришла не сразу. Можно сказать, совсем незапланированно и внезапно, как, собственно, и происходят все волшебные вещи.
Я просто решила принять участие в скетч-челлендже на ведьминскую тематику. Каждый день рисовала наброски ведьмочек по разным темам. Заметила, что все чаще у меня получается один и тот же персонаж. И с каждым рисунком проявляется характер, сплетается какой-то сюжет. Вот и появилась Лека, начинающая ведьма, которая просто начала жить своей жизнью, а мне лишь оставалось собрать эти кусочки в одну целостную историю в формате комикса.
Чаки Чаки, автор комикса «Я — Авейра»
На первых этапах у моей идеи был несколько другой антураж. На тот момент я серьезно увлекалась периодом середины 40-х годов XX века, рассветом джаза, временем «сухого закона» и гангстерских разборок. Хотела создать историю в атмосфере «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда. Тогда она носила название «Не лги» и была про двух отпетых мошенников, Эдена и Уилла, промышляющих кражами и хитроумными махинациями с мафией. С появлением девочки Роуз их жизнь меняется. Люди со сверхспособностями, которых называют «авейра», существовали в этой идее сразу.
Но чем больше я работала над этой историей, тем больше понимала, что та слишком сильно загоняет меня в рамки. Хотелось большего, масштаба. Я внесла всё, что люблю — самобытные народности, мифологию, магию, духов и богов. Расширила горизонты мира, дав ему многослойность, но оставив первоначальный каркас. И, ощутив комфорт, поняла, что поступила правильно.
Я мечтательница-пессимистка. Моя задумка обросла волшебством, но от этого не стала позитивной сказкой. Иногда испытываю вину, что читатели могут обманутся моей яркой рисовкой, не подозревая, что их будет ждать грустная история. Но с хорошим — возможно 😉 — концом.
Джо Котляр, автор комикса «Ты мой»
Меня всегда интересовала мода, и я хотела нарисовать стильный комикс про современных ребят. Пожалуй, мне ближе всего по духу сериалы «Династия» и «Элита». Комикс «Ты мой» — это история про четырёх ребят, которых можно отнести к золотой молодёжи. Практически все они родились с серебряной ложечкой во рту. Пусть порой они и безрассудны, но верны своим желаниям.
В моей истории есть и тёмная сторона. Дело в том, что я люблю документальные фильмы, основанные на реальных событиях. Одна такая история меня очень впечатлила. В результате в комиксе есть персонаж, прототипом которого стал Джеффри Эпштейн.
Воплощение
После того как идея постучится в двери душу автора, начинается самое сложное: воплощение. Многие писатели и художники на этом пути проходят через переосмысление, творческие кризисы, личностные открытия, которые меняют или дополняют первоначальный план. Вот что они рассказывают.
Владимир Торин
Мой метод: когда чувство ненависти и презрения к себе из-за прокрастинации достигает пика, садишься и пишешь. Помогает посмотреть новости знакомых писателей. Кто-то постоянно выкладывает новые главы, а ты — нет. Это мотивирует.
Писательские навыки продолжают формироваться. Это бесконечный процесс. Я рассказываю истории. Каждая история требует чего-то нового. А вы попробуйте в десятый раз по-новому описать туманные улицы, чтобы описание не повторяло предыдущие пять историй с туманными улицами.
Ales
Каждую свою книгу я проживаю. Стараюсь не придумывать, а продумывать: погружаясь в роль персонажа, представляю, как приходилось бы поступить в той или иной ситуации. Если личного опыта не хватает — иду и влезаю в приключения, еду на край света, ищу аналогичных или близких впечатлений.
Александра Дормидонтова
Зачастую мой процесс создания комикса весьма хаотичен. Иногда в моей голове словно включается проектор и я смотрю отрывок фильма со своими персонажами. Какие-то моменты и детали я просто запоминаю, если мне понравилась промелькнувшая в голове реплика, то стараюсь записать, чтобы точно не забыть.
Постоянно делаю зарисовки персонажей, это помогает не расслабляться и одновременно нарабатывать базу каких-то поз, эмоций, движений, которые я могу потом использовать в отрисовке страниц. Предварительная работа с персонажами очень помогает, чтобы потом не путаться, какой цвет использовать, какие детали не забыть.
В работе над книгой для меня максимально важно передать историю именно такой, какой я ее увидела изначально. Постараться сделать так, чтобы читатель услышал то, что я хотела сказать через своих персонажей. В этом и есть смысл книги — общение с читателем, возможность создать то или иное настроение и атмосферу. И особенно ценна в этом общении обратная связь, когда читатели пишут о своих впечатлениях, что дала им эта книга, какие чувства вызвала.
Чаки Чаки
В своё время комикс послужил мне арт-терапией, вытянул из очень тяжелого состояния. Тогда были проблемы в семье, а поделиться с кем-то своими мыслями я не могла. Упала в эскапизм. Что-то теплое и светлое получала только от книг, манги и анимационных фильмов. К сожалению, в какой-то момент этого оказалось недостаточно. Когда казалось, что всё стало совсем плохо, на свет появились Уилл, Эден и Роуз — на сегодняшний момент им почти десять лет.
Сама же история о них родилась значительно позже. Мои читатели росли вместе со мной, но, к счастью, не знают обстоятельств становления этой истории.
А вот почему я решила рассказать о героях конкретно в виде графического романа — для меня самой загадка. На тот момент вообще не умела рисовать комиксы, больше увлекалась писательством.
Джо Котляр
Воплощение идеи я начинаю с прорисовки персонажей и продумывания их характеров. Уже на этом этапе я знаю, какие изменения должны произойти с персонажем к концу истории.
Как происходит процесс создания комикса в целом? Сначала пишется сценарий главы, после рисуется раскадровка, туда вставляются реплики и звуки. Так как у меня комикс на двух языках я сразу делаю раскадровку с текстом на двух языках. Потом отрисовка главы и адаптация под формат вебтуна. И так каждый месяц, пока история не завершится.
Для меня самое важной в работе — это ощущение завершенности. Мне кажется, я зависима от этого ощущения, потому что оно вдохновляет двигаться дальше и добиваться новых вершин.