Кругозор
Богиня Баба, козел отпущения и другие Шумерские мифы
17 декабря 2022 751 просмотр

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Одна из древнейших цивилизаций — шумерская — до сих пор является объектом мистификаций. Откуда пришли шумеры? Как объясняли жизнь и смерть? Каким божествам поклонялись? И в чем видели предназначение человека? «Шумерские мифы» — одна из самых неожиданных книг о древних цивилизаций. Вот несколько интересных фактов.

Жрецы

Болезни, неудачи, стихийные бедствия считались небесной карой за пренебрежительное отношение к богам. В то же время победы, могущество и процветание города являлись следствием благосклонного их отношения. Склонить божество на ту или иную сторону, как и вымолить у него прощение в случае проступка, могли лишь жрецы, знающие тайный язык общения с высшими существами. И служители храмов пользовались этой привилегией не столько для общения с богами, сколько для контроля над общиной. Так шумеры оказались под пятой жречества.

«Охота на ведьм»

Кроме злых демонов, вызывающих болезни, жители Месопотамии опасались колдунов и колдуний. Наведенное ими проклятие нужно было уничтожать заговорами и магическими операциями. При обнаружении у человека какого-либо заболевания первое подозрение падало на злого демона, второе — на колдунью. Существовали специальные заклинания против колдунов. Встречались и заклинания смешанного типа — направленные одновременно против демонов и колдуний.

Во II тыс. до н. э. в колдовстве преимущественно обвинялись женщины. Причина «охоты на ведьм» кроется в том, что на смену эмпирической медицине шумеров пришла ассиро-вавилонская система врачевания, в основе которой лежали магические заговоры и ритуалы. Ашипу постепенно вытесняли врачевателей асу, не менее активно ведя борьбу со знахарками, лечившими средствами народной медицины. Случаи исцеления больного травами, а не заклинаниями способствовали ожесточению ашипу против знахарок.

Богиня Баба

С просьбами успешного излечения больного шумерские врачи нередко обращались к дочери бога неба Ану — Бабе (или Бау). Баба была богиней достатка и «госпожой плодородия», считалось, что она помогает людям и стадам производить большое потомство. Ее также ассоциировали с божественной силой исцеления и работой магических заговоров. Богиню почитали как супругу Нингирсу или Нинурты в Лагаше, где каждый год изображали их свадьбу в ходе новогоднего праздника.

Богиня Баба часто изображалась стоящей рядом с собакой либо в облике собаки. Позже в ассирийской традиции образ собаки был наделен защитными функциями и нередко использовался в качестве амулета. Большое количество разноцветных фигурок собак было найдено под полами ассирийских домов и дворцов. Жители Месопотамии верили, что фигурки охраняют дом от злых духов, которые были неспособны определить «где собака зарыта» и проникнуть в дом.

Весенние ритуалы

Культовые ритуалы жителей Месопотамии имели непосредственное отношение к календарю. Весной, когда с разливом рек оживала природа, шли празднества в честь Нового года. Начинались они с ритуальной битвы героя с противником (например, в вавилонской поэме «Энума элиш» это Мардук и Тиамат), в ходе которой силы добра одерживали верх над злом. В воцарившемся мире торжественно проходила интронизация царя.

В следующем месяце проводился обряд священного брака, который должен был магически воздействовать на плодородие земли, скота и людей в течение года. Большой популярностью пользовалась церемония ритуального бракосочетания бога весны Думузи и богини любви Инанны, проходившая в городе Уруке. А в канун летнего солнцестояния проходил праздник проводов Думузи в подземный мир, сопровождавшийся плачами и символическими похоронами божества.

Зима — время господства злых сил и усопших

Осенние праздники и ритуалы были посвящены почитанию богов подземного мира. Они сопровождались жертвоприношениями и возлияниями судьям-Ануннакам. Зиму жители Месопотамии ассоциировали со временем господства злых сил и усопших, а также со Всемирным потопом. Так, на ноябрь-декабрь приходился ритуал, связанный с «выходом Убийцы» Нергала из мира мертвых, а зимнее солнцестояние отмечалось как «праздник выхода отцов» из подземного мира. В ходе этого обряда вызывали умерших правителей шумерских городов — в здании народного собрания им возводили троны, приглашая отведать различные жертвенные яства.

Легенда о Каине и Авеле

Важнейшая библейская легенда о Каине и Авеле также уходит своими корнями в культуру Древнего Востока. Оба они дети Адама и Евы, рожденные после изгнания родителей из рая. Каин — земледелец, Авель — скотовод. Оба приносят жертвы богу, но жертвы Каина отвергнуты. Охваченный завистью Каин убивает Авеля. Но реальная причина этого поступка не обида, а вражда между оседлыми земледельцами и скотоводческими полукочевыми народами.

Козел отпущения

Во время новогодних праздников жрец, приносивший жертвоприношение, и заклинатель, изгонявший зло, забивали жертвенное животное, возложив на него грехи народа, совершавшиеся в течение года. Получив такое угощение, боги отпускали людям грехи. Так «козел отпущения» даровал древним жителям Месопотамии веру в еще один год хорошей жизни.

Из книги «Шумерские мифы»

На обложке — ворота богини Иштар. Через них в день празднования Нового года проносились статуи богов. Реконструкция

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи