Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
«С детства очарован историями о берсеркерах, драконах, богах, меняющих облик». Интервью с автором фэнтези «Тень богов»
9 декабря 2022 947 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Недавно из печати пришел роман «Тень богов» — эпическое фэнтези, вдохновленное скандинавской мифологией и культурой викингов. Автор создал детально проработанный мир: с драконами, сражениями и атмосферой холодного севера. Как ему это удалось? Какие писатели и произведения повлияли на его творческий метод? Почему женщины-героини играют в книге особую роль? Об этом — интервью с британским писателем-фантастом Джоном Гвинном.



Тень богов

— Ваша любовь к скандинавской мифологии и культуре викингов оказала сильное влияние на эту историю и ваш мир Вигрир; а были ли какие-то отдельные саги, которые вдохновили на творческий процесс?

— Вы абсолютно правы, «Сага о Заклятых Кровью» — это моя песня о любви к скандинавской мифологии, и при создании этой серии я во многом опирался на историю эпохи викингов и скандинавский фольклор. Для этого пришлось погрузиться в глубокие исследования, но, если бы мне пришлось выбрать книгу или сказку, которая вдохновила меня больше всего, я назвал бы «Беовульфа», эту эпическую поэму о герое, охотящемся на чудовищ, и его наемной группе воинов. В моем романе они не такие героичные и более корыстные, но поиск Беовульфом боевой славы и его желание охотиться на чудовищ, которые бродят по темным местам, определенно послужили вдохновляющей отправной точкой для этой серии.

— Вы уже давно являетесь любителем истории и историческим реконструктором. Много ли дополнительных исследований вам пришлось провести для подготовки данной истории?

— Я реконструктор эпохи викингов и настоящий энтузиаст, и мне нравится стоять в строю, плечом к плечу с моими тремя сыновьями, и рычать на наших врагов над краем наших щитов. То, о чем я просто не подумал бы раньше, например, так это о том, как трудно держать щит и копье в бою в течение длительного времени или как трудно влезть в кольчугу. Это не так просто, как кажется, и я должен признаться, что застрял в кольчуге при первой же примерке. Стыдный момент.

Занятия реконструкцией помогли мне понять характер боевых действий, выбрать правильные оружие и одежду, но в написании фэнтезийного романа, вдохновленного скандинавскими сагами, есть гораздо больше, чем боевые действия. С детства я был очарован историями о берсеркерах, драконах, богах, меняющих облик, но чтобы действительно попытаться передать ощущение нордического характера в этой серии, я прочитал много книг за год или около того, прежде чем приступил к написанию первой части.

Я могу привести несколько примеров того, какие книги читал, но если бы я стал перечислять их все, то получилась бы очень длинная библиография. В начале исследования я вернулся к первоисточникам — Старшей и Младшей Эдде, которые, по сути, являются старыми сборниками скандинавских мифологических сказаний, а также к исландским сагам, которые представляют собой замечательный сборник сказаний Исландии периода викингов. Я прочитал много других саг, таких как «Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле» и «Сказание о Рагнаре Лодброке». И много исторических текстов о периоде викингов. Среди них мне запомнились «Дети пепла и вяза» Нила Прайса, «Викинги на войне» Кима Хьярдара и Вегарда Вике и «Валькирия» Юханны Катрин Фридриксдоттир. Я бы также рекомендовал «Везен» Юхана Эгеркранса.

Эти книги — лишь срез того, что я прочитал, пытаясь впитать в себя исторически достоверные детали, а также тон и смысл скандинавской мифологии и саг. И я люблю каждую минуту, посвященную такому чтению. Я люблю «проводить исследования».


Это Джон. — Источник

— Действие «Тени богов» происходит в совершенно новом мире, не связанном с вашими предыдущими романами. Было ли сложно создавать этот новый мир с нуля? Какова была ваша отправная точка?

— Когда я начинал этот новый проект, определенно чувствовалась нервозность. Я был рад возможности войти в другой мир с чистого листа и просто играть в этой творческой песочнице, но вся моя писательская карьера — семь книг за восемь лет — была сосредоточена на Изгнанных землях, поэтому начинать новую серию в совершенно новом мире поначалу было немного страшно, и я нервничал вплоть до момента, как начал писать первую главу об Орке.

Но как только я начал ее, я почувствовал себя как дома, как будто я давно знал этого персонажа и этот мир. Я думаю, что герои, мир и сказка так долго рождались в моей голове, что в итоге было просто радостно начать общение с ними и переносить историю на бумагу.

Если вернуться немного назад, то моей отправной точкой в плане вдохновения для этой новой серии стал «Беовульф». Но не менее вдохновляющим был рассказ о Рагнареке, эпической битве конца дней из скандинавской мифологии, где все боги сражались и в основном погибли. Я отчетливо помню, как читал «Волуспу» — книгу из Старшей Эдды. Она также называется «Пророчество провидицы», и в ней рассказывается о том, как Один расспрашивает провидицу о подготовке к Рагнареку, а затем о деталях последней битвы. В самом конце, после того как боги сражались и погибли, есть отрывок:

С холмов Темной Луны поднялся в небо сияющий змей.

Дракон-из-тени, что грядет сюда, к нам,

Летит над равниной, и на оконечностях крыльев его — мертвецы.

Речь идет о драконе Нидхоггре, который был прикован в залах под Иггдрасилем, великим ясенем, но разрушение и гибель Рагнарека освободили его. Итак, я прочитал этот отрывок и просто откинулся в кресле, думая: «Вау, это круто». Затем я подумал: «Интересно, что было дальше?» И это была та искра, которая потом стала «Сагой о Заклятых Кровью».

— Читатели положительно отозвались о роли, которую играют женщины в «Тени богов», причем Орка сразу же стала общей любимицей. Было ли это сознательным шагом с вашей стороны — показать, что женщины в Вигрире так же успешны в искусстве войны и смертоносны с топором, как и мужчины?

— Это замечательно. Изображение женщин как сильных, способных воинов было определенным выбором, и я сделал это по нескольким причинам.

Мир викингов хорошо подходит для создания сильных женщин-воинов, потому что женщины-воины упоминаются во всей скандинавской мифологии — валькирии и девы щита встречаются регулярно , — и даже в истории эпохи викингов ведутся жаркие споры о степени участия женщин в боевых столкновениях. Этому способствовало недавнее открытие в Бирке — торговом городе эпохи викингов, где было исследовано множество могил: одна могила, которая всегда считалась принадлежащей мужчине-воину (скелет, похороненный с принадлежностями элитного бойца: меч, копье, топор, секира, щит, лук, лошадь), на самом деле содержит скелет женщины. Таким образом, есть доказательства существования по крайней мере одной женщины-воина элитного уровня. Насколько это масштабно — единичный случай или только верхушка айсберга? Этого мы еще не знаем, но, глядя на исландские саги, мы видим, что скандинавская культура, хотя и оставалась патриархальной и женоненавистнической, была значительно более прогрессивной в гендерном отношении, чем окружающие ее европейские культуры. Например, женщины могли законно разводиться и владеть собственным имуществом, что было неслыханно в других культурах того времени.

Поэтому вписать в эту историю сильных женщин-воинов было не таким уж большим вызовом, как если бы я писал серию, вдохновленную, скажем, Францией XIV века.

Но, честно говоря, даже если бы в истории все было по-другому, я все равно написал бы женских персонажей в «Тени богов» точно так же. Я пишу, чтобы развлекать, а не для того, чтобы использовать свои произведения как платформу для проповеди личных ценностей. Но , говоря так, я все же думаю, что ваша сущность, внутреннее «я», не может не просочиться в ваши произведения. У меня социологическое образование, и я глубоко осознаю проблемы, связанные с классовым делением общества, с расой и полом, а также вопросы неравенства, поэтому темы, связанные с этими вопросами, всегда будут просачиваться в тексты, которые я пишу.

Кроме того, я должен сказать, что в моей группе реконструкторов есть много женщин, в том числе в стене щитов, и все они являются чрезвычайно способными воинами, прекрасно владеющими оружием. Одна из наших капитанов мастерски сражается датским топором, который считается оружием элитного уровня и которым очень трудно овладеть. Я бы точно не хотел вступать с ней в схватку.

Если говорить конкретно об Орке, то она появилась во время разговора с моим замечательным агентом Джули Крисп. Мне нравится играть с тропами жанра фэнтези, иногда пытаясь их подменить, а иногда — написать их с более современным уклоном. Орка появилась после разговора с Джули, когда «Сага о Заклятых Кровью» существовала лишь в виде нескольких идей в моей голове. Я сказал Джули, что хотел бы сделать что-то с тропом «отставного человека, склонного к насилию», подобно персонажу Клинта Иствуда, Уильяму Манни , в фильме «Непрощенный». Я не помню, кто предложил это первым, но из разговора родилась идея написать этого персонажа как женщину, потому что традиционно этот троп обычно пишется как мужской. Так родилась Орка.

— Какая у вас любимая сцена в «Тени богов» и почему?

— Ха-ха, я не думаю, что это корректный вопрос. Но если бы на меня надавили, я бы, наверное, сказал, что это сцена, когда Орка заходит в бар. Это звучит как вступительная фраза к анекдоту, но я могу заверить вас, что это вовсе не было шуткой для тех, кто сидел в баре.

Когда я писал эту сцену, то чувствовал, что она не просто получается полной экшена, хотя эта часть работы и была забавной, а становится поворотным пунктом сюжета и полем для реализации характера Орки. Я стараюсь вписать характер в действие, а также повороты сюжета, чтобы они никогда не были просто экшеном, боем ради боя. В этой конкретной сцене я надеялся, что читатель выйдет из нее с новым пониманием характера героини, а также запомнит элементы фабулы, которые станут более очевидными в последних нескольких главах этой книги, а затем и во второй части.

— Какая одна вещь в «Тени богов», связанная с миром или персонажами, вам полюбилась, но не сумела вписаться в сюжет?

— Наверное, хотелось бы написать больше монстров. Во время изучения скандинавского фольклора и мифологии я столкнулся с огромным количеством замечательных, интересных и жутких существ, но книга позволила рассказать лишь о немногих из них. Я хотел дать каждому существу свой момент славы, чтобы блеснуть, а не просто бросить в книгу «монстр-бомбу». Поэтому волевым усилием я приберег некоторых из них для продолжения.


Книга большая — 500+ страниц

— В «Тени богов» удивительно сильный состав персонажей. Если бы вам нужно было выбрать одного, кто ваш любимый? Кого было труднее всего писать?

— Мне очень понравилось писать героев «Тени богов», как главных, так и побочных персонажей. Одним из моих любимых героев стал Свик.

Одна из вещей, которую я хотел привнести в книгу, — это специфически скандинавское чувство юмора, и для этого я использовал характер Свика. Во время исследований и чтения источников я заметил, что, хотя история эпохи викингов может показаться чрезвычайно мрачной, а окружающая среда холодной, суровой и смертоносной, в скандинавских сказаниях все же присутствует удивительно темное, прагматичное чувство юмора, и я хотел попытаться передать его.

Сказка, которую рассказывает Свик , — о тролле, сыре и каше — это моя адаптация скандинавской народной сказки, только немного подправленная, чтобы вписать ее в фантастический мир, и это прекрасный пример чувства юмора и прагматичного отношения к жизни, которые я нашел в источниках.

Самый сложный персонаж для меня? Я бы сказал, что драконица Лик-Рифа была сложным персонажем. Мне нравилось писать ее, но сочетание дракона и человека представляло свои трудности: найти правильную индивидуальную тональность и поделить ее между двумя ее воплощениями, драконом и человеком, чтобы при этом она была правдоподобной на обоих уровнях. Я постарался сделать все возможное и надеюсь, что она получилась интересной, вызывающей симпатию и ужас одновременно.

— Без спойлеров, можете ли вы намекнуть нам на то, что ожидает Заклятых в «Голоде богов»?

— Ха, хорошо. Итак, в «Голоде богов» мир немного изменился. Прибытие богини-драконицы повлияло на него. Но Варг и Заклятые заняты своими личными поисками, преследуя Гальдурмана Скалька, который похитил Вол, ведьму-Сейд и жену Глорнира. Варг теперь один из полноценных членов отряда, но поиск убийц сестры и клятва все еще занимают его мысли.

Эльвар с ужасом осознает, что она сыграла свою роль в освобождении Лик-Рифы, но она также связана клятвой крови (blóð svarið) и должна спасти ребенка, похищенного Илской Жестокой и ее бандой Кормильцев. Так что Эльвар придется смириться с ужасом, который ее стремление к боевой славе принесло миру, а также попытаться найти способ спасти мальчика, окруженного воинами-Порчеными и богиней-драконицей.

А Орка просто хочет вернуть своего сына. Для нее не важно ничего, кроме этого.

Эти три героя будут продолжать свои личные квесты, но в Вигрире зарождаются ростки новой войны, и все три персонажа медленно, но верно втягиваются в более масштабный конфликт. Во второй книге вы также найдете двух новых персонажей, от лица которых пойдет повествование. Бьорр, воин Илски, который проник в Лютую Рать и стал любовником Эльвар. И Гудварр, племянник ярлы Сигрун. Я надеюсь, что эти две дополнительные грани помогут составить полное представление о событиях, происходящих в Вигрире.

— И, наконец, нельзя не спросить: если бы вы были Порченым, какие богоподобные силы вы бы предпочли унаследовать?

— О, это просто. Ульфрир — бог-волк. Я хотел бы быть ульфхеднаром. Что тут поделать, я всегда любил волков.

По материалам книги «Тень богов»

Рубрика
Проза
Похожие статьи