Предания кельтов получили насыщенную «посмертную жизнь»: писатели и художники вновь и вновь черпают в них вдохновение, а иногда и прибыль.
Благодаря массовой культуре сегодня мы можем понять кельтскую мифологию лучше, чем читатели предыдущих поколений. Фильмы о «Людях Х» помогут разобраться в сказании «Килхух и Олвен». Все, кто переживал за пузатого Тора в «Мстителях: Финал», смогут оценить сюжетную линию толстобрюхого Дагды в «Битве при Маг Туиред».
Но что действительно пришло из древних текстов, а что придумано современными творцами? Какие еще сюжеты таят кельтские сказания? Преподаватель Оксфорда Марк Уильямс рассказывает об этом в книге «Кельты».
Посмертная жизнь мифов
Кельтские предания, как и много лет назад, подпитывают коллективный опыт, учат сопереживать и развлекают нас. Правда, иногда «посмертная жизнь» начинает доминировать, скрывая оригинал за завесой пересказов и интерпретаций.
Классический пример — представление о том, что ирландская богиня Бригит была божеством огня. Средневековый глоссарий начала Х века — весьма надежный источник — описывает ее тройственную природу: как богини поэзии, медицины и кузнечного дела. В нем нет явного акцента на огне — эта версия родилась лишь в конце XIX века.
Мерлин: от дикаря до волшебника
Главный волшебник артуровского цикла на самом деле появился в мифологии как совершенно самостоятельная фигура, вне легенды о короле Артуре. Истинное происхождение Мерлина скрыто в глубинах кельтского предания, где он предстает не мудрецом, а дикарем, не волшебником, а пророком.
Алан Ли, «Мирдин» (1982)
Одним из основных прототипов Мерлина был ясновидящий мальчик по имени Амвросий (или Амброзиус) из раннесредневековой легенды. Во всех преданиях о нем есть ряд общих идей: физическая слабость, безумие, маргинальность, наличие проклятия, близость к природе и животным.
Герой Уильямсона эксцентричен. То он вещает о чем-то сонно и тягуче, то смотрит пристально, с почти пугающим безумием в глазах. Кажется, что у него есть тайный план, но зритель не понимает, в чем он состоит.
Блодейвет: женщина, созданная из цветов
Магия, прелюбодеяние, бунт и наказание — все это есть в истории о Блодейвет. Волшебники Гвидион и Мат создают ее из цветов как идеальную жену для юного героя Ллеу Ллау Гифеса, племянника Гвидиона. Но она влюбляется в охотника Гронва Пебира и решает убить Ллеу. Гронву почти удается нанести смертельный удар, но Ллеу не погибает, а улетает прочь в виде орла.
Алан Ли, «Создание Блодейвет» (1982)
Мстительный Гвидион ловит Блодейвет и со злобой обещает, что не убьет ее, а сделает «кое-что похуже». Он превращает ее в сову, которую будут ненавидеть все птицы и атаковать каждый раз, когда увидят.
Эльфы, фейри, сиды
Народ сидов — это ирландские фейри, идеализированная раса совершенных людей: бессмертных, прекрасных и обладающих магическими силами. Общее представление о них можно получить из книг Толкина: его эльфы своей красотой, бессмертием и огромными знаниями напоминают фейри.
Это неудивительно, поскольку Толкин, специалист по Средневековью, при создании эльфов вдохновлялся ирландскими сказаниями. Однако в литературе Ирландии их образ постоянно менялся, потому что фейри появлялись в большом количестве текстов, написанных разными авторами на протяжении всего Средневековья.
Что еще
Термин «кельты» считается сейчас сомнительным — и чем чаще его употребляют в популярной культуре, тем печальнее вздыхают эксперты. Но пока мы вынуждены его использовать. Специалисты по доисторической Британии сходятся в том, что так называемые кельты прибыли на острова в первом тысячелетии до н. э., хотя споры о том, что именно произошло, не прекращаются по сей день.
В любом случае кельтская мифология подарила нам яркий, самодостаточный и очень колоритный мир. Эта книга показывает его во всей красе: тут не только увлекательный текст, но и 77 цветных и черно-белых иллюстраций. Отличный подарок любителям мифологии — и всего увлекательного.
Вот что вы узнаете:
- Кельтский Артур: существовал ли исторический прототип короля?
- Бранвен: трагическая история «прядильщицы мира»
- Кельтский любовный треугольник: Дейрдре Печалей
- Кухулин: Сторожевой Пес Ульстера
- Наследие кельтской мифологии: сюжеты, которые мы сочинили
Кельтские предания обладают не меньшей силой, чем мифы Древней Греции или Индии. А это значит, что они будут вновь и вновь становиться богатым источником для творчества. Пришло время извлечь мифы из тумана.
По материалам книги «Кельты»
P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.