Кругозор
Четыре банки с супом «Кэмпбелл» Энди Уорхола — о чем это? Узнать за минуту
2 декабря 2022 1 202 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

История художественной деятельности человека насчитывает более 30000 лет, и бесчисленное множество произведений искусства, созданных в эти тысячелетия, демонстрирует творческий потенциал человека. При этом каждая художественная работа уникальна — двух одинаковых просто не существует. Ни одна копия никогда полностью не повторяет оригинал. Даже если ее делает сам автор.

Точно так же искусство редко воспринимается одинаково двумя разными людьми; под влиянием личного опыта наш взгляд, пусть и незначительно, меняется. То, что одному кажется красивым, другой может счесть уродливым; кто-­то произведение искусства воспримет как смешное и остроумное, кто-­то — как скучное и раздражающее; одни и те же работы какие-­то люди находят шокирующими, другие — интригующими. Искусство способно пробуждать в нас особенные чувства, а некоторые произведения даже меняют наши представления и мнения, непосредственно влияя на убеждения и мысли.

В этом материале расскажем о знаменитых суповых банках Энди Уорхола. В книге «Мировое искусство в 100 главных шедеврах» еще много интересного.

Что делает искусство искусством?

Это изображение четырех простых банок из-­под супа навсегда изменило историю искусства. Перед вами одна из первых картин Энди Уорхола, написанная в 1962 году. Позже, в том же году, с помощью трафаретной печати он принялся создавать новые композиции из банок супа «Кэмпбелл» и других предметов массового потребления.

Уорхол стал одной из самых известных и влиятельных фигур XX века; он противопоставил миру искусства изображения товаров массового производства. Его нью-­йоркская студия «Фабрика» обрела широкую известность как место встречи знаменитостей, аристократов и богемы. Уорхол писал книги, выступал продюсером рок-­группы, основал журнал и создавал произведения искусства, которые отвергали художественные традиции.


Энди Уорхол (1928–1987) Четыре банки с супом «Кэмпбелл».
Холст, казеиновая краска. 1962

Эта картина намеренно бросила вызов основным представлениям о функции и восприятии искусства и художников в обществе, сформировала новые убеждения об искусстве, консюмеризме, стереотипах, индивидуальности и массовости, а также о значимости — или незначительности — оригинальности художников.

Уорхол создал ее, чтобы побудить зрителей задуматься о том, что делает искусство искусством.

До этого момента художники казались загадочными творцами, а их искусство — чем-­то почти священным и, безусловно, недостижимым, однако на своей картине Уорхол изобразил обычный, бытовой предмет. Уорхол как-то сказал, что преимущество общества потребления заключается в том, что бедные могут покупать те же вещи или испытывать то же, что и богатые.

Банка супа была одинакова для любого, кто ее покупал, независимо от того, жил он в особняке или в палатке.

Эта картина — одна из серии, состоящей из 17 картин. Изображение товаров потребления, которые мог купить каждый, контрастировало с традиционными произведениями искусства, чьи авторы выбирали привлекательные сюжеты и преподносили их в соответствии с собственным мастерством и ви́дением.

Для создания своих работ Уорхол проецировал фотографии банок с супом на холст и тщательно обводил изображения карандашом и красками. Каждая из 17 картин имеет небольшие отличия: оторванные этикетки или вмятины. Здесь, например, верхняя банка открыта. Этикетки детально прорисованы; это почти точные копии настоящих, а не попытка изобразить этикетки на трехмерных банках в рамках натюрморта. На строгом белом фоне ярко-­красный и черный цвета создают впечатление скорее коммерческой упаковки, чем картины, написанной художником.

Из книги «Мировое искусство в 100 главных шедеврах».

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи