Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Произведение искусства, перед которым 40 минут завороженно стоял Эйнштейн
20 ноября 2022

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Самое раннее искусство часто наделялось мощными магическими или духовными свойствами. Более позднее нередко носило образовательный характер, некоторые произведения создавались, чтобы украсить пространство и вдохновить зрителя. Еще позже искусство взяло на себя наблюдательную функцию и стало комментарием к общественной жизни. Оставаясь важным социальным компонентом, оно приобретало все большую выразительность. Если в древности современники творцов могли без труда «читать» изобразительный язык искусства, далеко не все современное нам искусство легко поддается расшифровке, даже в том обществе, где оно появилось на свет. Прольем немного света на современное искусство из книги «Мировое искусство в 100 главных шедеврах».

Вселенная из проволоки

Американский художник Александр Колдер, известный своими кинетическими мобилями, приводимыми в движение с помощью воздушных потоков или моторов, создавал также картины, гравюры и миниатюры, проектировал театральные декорации и ювелирные изделия, изготавливал гобелены, ковры и политические плакаты. Он начал учиться художественному ремеслу в Лиге студентов-художников Нью-­Йорка, а затем, в 1926 году, уехал в Париж, где работал как скульптор, сочетая интуитивные инженерные навыки с уникальным изобразительным языком, который развивался параллельно с сюрреализмом.

Колдер первым из художников формализовал кинетизм в искусстве.

Кинетическая скульптура была придумана русскими конструктивистами в 1915 году. Когда Колдер в начале 1930-х годов изобрел мобиль, он не был знаком с конструктивистами, но его скульптуры — моторизованные и проволочные, закрепленные на потолке и самонесущие — перекликаются с творчеством целого ряда художников разных движений, включая произведения дадаизма, работы Мондриана и некоторые картины Жоана Миро́.

Движущиеся скульптуры Колдера произвели революцию в искусстве. В 1931 году Марсель Дюшан назвал их «мобилями», а Жан (Ханс) Арп окрестил его более поздние статичные автономные металлические скульптуры «стабилями». Сам Колдер называл их «четырехмерными рисунками». Большинство конструкций Колдера составлены из абстрактных форм, но некоторые напоминают объекты реального мира.

В 1933 году, незадолго до создания представленной здесь работы, он сказал: «Точно так же, как можно сочинять цвета или формы, можно сочинять движения».


Вселенная. Окрашенная железная трубка, стальная проволока, двигатель, дерево, веревка. 1934. Александр Колдер (1898–1976)

Эта конструкция — один из первых механизированных мобилей Колдера. Конструкция состоит из маленькой красной сферы и белой сферы чуть большего размера, обе прикреплены к переплетенным между собой кускам изогнутой проволоки. С помощью самодельного двигателя две сферы движутся, вращаются и время от времени проходят вблизи друг друга на разной скорости, совершая один полный цикл за 40 минут.

Такие объекты в скульптуре передают ви́дение плавного, непрерывного движения абстрактного космоса, исследуя его в непринужденной, условной манере.

По замыслу Колдера, непредсказуемость траектории передает хрупкое равновесие и вечное движение Вселенной, постоянное изменение взаимодействий внутри нее. Размышляя о своих работах того периода, художник отмечал: «Основополагающим мерилом формы для меня была Вселенная или какая-­то ее часть».

Когда в 1943 году работа была выставлена в Музее современного искусства в Нью-­Йорке, завороженный Альберт Эйнштейн простоял перед медленно движущимися элементами все 40 минут полного цикла.

Из книги «Мировое искусство в 100 главных шедеврах».

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи