Впервые на русском языке — издание культовой трилогии легендарного фотографа Анселя Адамса. Три книги в одном томе. 672 страницы. 20 переизданий.
Ансель Адамс. Камера. Негатив. Отпечаток
Ансель Адамс — классик американской пейзажной фотографии. Он не только сделал некоторые из самых знаменитых кадров XX века, но и разработал приемы, которые помогают фотографам добиваться точного воплощения замысла.
В трилогии раскрыты все этапы создания снимка — от визуализации изображения и построения кадра до обработки негатива и печати. И хотя камеры существенно изменились с 1980-х годов, основы ремесла остались прежними.
Адамс учит видеть кадр и претворять свое видение в жизнь. А его канонические снимки вдохновляют выйти на новый уровень мастерства.
Кто такой Ансель Адамс
Ансель Адамс — один из самых знаменитых фотографов ХХ века. Автор ряда книг и один из основателей фотографической группы F/64, главной идеей которой было стремление к документальной достоверности и принципиальной четкости изображения.
В 1946 году Адамс основал первый в США факультет искусства фотографии при Калифорнийской школе искусств. — Источник
Адамс считал, что искусство фотографии напрямую связано с ремеслом. Воплощение зрительного переживания — задача любого серьезного фотографа. Удачный кадр — результат восприимчивости, внимательности и определенной последовательности действий на съемке и в лаборатории.
«Луна перемещается на удивление быстро. Чтобы изображение получилось четким при съемке длиннофокусным объективом, выдержка должна быть сравнительно короткой».
Книга Адамса — это, на самом деле, три книги. Первая — «Камера» — о том, как выбирать камеру и объектив и использовать все возможности технических устройств. Вторая — «Негатив» — учит творчески работать с пленкой, выстраивать кадр и обрабатывать негативы. А третья — «Отпечаток» — рассказывает о проявлении пленки: от организации собственной фотолаборатории до демонстрации снимков.
«Мастер-класс от бесспорного мастера», — пишет Publishers Weekly. Что сказать, мы согласны. Делимся несколькими отрывками из этой потрясающей книги.
Копирование реальности или уход от нее?
Фотография — это всегда интерпретация оригинала. Ее творческий аспект лежит в бесконечном пространстве выбора между копированием реальности и уходом от нее. Меня, например, часто называют реалистом, но тональные отношения на моих снимках на самом деле далеки от реальности.
В своей книге я знакомлю читателя с визуализацией — это мысленное воспроизведение итогового изображения, предшествующее съемке.
Так мы изучаем сюжет и ищем в нем художественную ценность. Я убежден, что любой фотограф, независимо от его эстетических взглядов, сознательно или интуитивно в мыслях представляет результат до завершения работы.
Здесь я отошел от реальности, сделав туман темнее. Белое солнце и его отблеск на воде воспринимаются как источники света, а холмы и берег сильно недоэкспонированы
Задача визуализации в том, чтобы выбрать средства, которые приблизят художественный замысел к воплощению. Первый шаг к нему — восприятие окружающего мира в контексте фотоизображения. Разглядывайте и изучайте все, что видите: каково его значение, из чего состоит, какие у него форма, текстура и тональные отношения. Тренируйте наблюдательность.
Свет и портрет
Самый выгодный свет для портрета — рассеянный высокими облаками или дымкой. Он более направленный, чем в пасмурную погоду, поэтому четче рисует черты лица, но без контраста, свойственного открытому солнцу. Освещение в такую погоду быстро меняется, так что сделайте контрольный замер непосредственно перед экспозицией.
Световые и текстурные эффекты помогают раскрыть характер. Свет не должен быть нарочитым и шаблонным, каждый портрет требует индивидуального подхода
При рассеянном свете открытого или пасмурного неба снижается контраст, из-за чего частично пропадает ощущение объема. Положение улучшится, если переместить человека ближе к заслоняющему солнце объекту — зданию или листве, — чтобы частично закрыть лицо от света. При желании можно избавиться от направленного света, используя отражатели или поставив человека на открытую местность. Такой свет преимущественно синий, поэтому затемнит румянец.
При рассеянном дневном свете стоит внимательнее отнестись к тонам кожи. При отсутствии теней лицо может стать плоским и безжизненным, и, хотя глаза при таком освещении получаются лучше всего, кожа приобретает землистый оттенок.
Масштаб и красота
Трилогия Анселя Адамса — это масштабное издание (всё-таки три тома!), которое будет интересно и новичкам, и мастерам фотографии. Адамс пишет ясно, приводит примеры из собственной практики и работы коллег. Он пытается охватить все аспекты фотоискусства — от, казалось бы, очевидных истин до мельчайших нюансов.
Ну и, конечно, книга Анселя очень красивая — визуальное наслаждение, не иначе.
«Фотография — это не копирование реальности, а жанр искусства, — пишет Адамс. — И техника здесь важна настолько, насколько она помогает просто и ясно выразить творческий замысел».
Что еще в книге:
- Разбираемся в объективах и «объятиях»
- Как снимать океан, снег и листву
- Фильтры, предэкспозиция и цветущий кизил
- Съемки с искусственным освещением и сенситометрия
- Замедлитель и противовуалирующий раствор. Что?
- «Разница между „идеально“ и „почти идеально“ не материальна, ее не описать словами»
Ансель Адамс — не строгий учитель. Он пишет: «Невозможно (да и не нужно) указывать фотографу, что „видеть“. Я лишь предлагаю средства достижения визуализированного образа, конкретные, но адаптируемые способы творческого управления изображением». Выбор за вами.
По материалам книги «Ансель Адамс. Камера. Негатив. Отпечаток»