В МИФе выходит книга Анселя Адамса — одного из самых знаменитых американских фотографов ХХ века. Одного из основателей фотографической группы F/64, главной идеей которой было стремление к документальной достоверности и принципиальной четкости изображения.
Это большая трилогия о фотоискусстве в одном томе. В первом Ансель рассказывает, как выбирать камеру и объектив и использовать все возможности технических устройств. Во втором учит творчески работать с пленкой, выстраивать кадр и обрабатывать негативы. А в третьем говорит о проявлении пленки: от организации собственной фотолаборатории до демонстрации снимков.
Ансель Адамс. Камера. Негатив. Отпечаток
И хотя, конечно, камеры существенно изменились с 1980-х годов, основы ремесла остались прежними. Делимся цитатами и фотографиями из этой удивительной трилогии.
Ансель Адамс в молодости. Источник
Визуализация
В своей книге я знакомлю читателя с визуализацией. Это творческий и субъективный подход к фотографии. Визуализация — мысленное воспроизведение итогового изображения, предшествующее съемке. Так мы изучаем сюжет и ищем в нем художественную ценность. Я убежден, что любой фотограф, независимо от его эстетических взглядов, сознательно или интуитивно в мыслях представляет результат до завершения работы.
Технически невозможно воссоздать на отпечатке диапазон яркостей большинства объектов, поэтому фотография — это всегда в той или иной мере интерпретация оригинала. Ее творческий аспект лежит в бесконечном пространстве выбора между копированием реальности и уходом от нее.
Меня, например, часто называют реалистом, но тональные отношения на моих снимках на самом деле далеки от реальности. Разнообразными приемами я создаю изображение, «эквивалентное тому, что я увидел и почувствовал» (перефразируя высказывание, которое я не раз слышал от Альфреда Штиглица, великого фотографа начала ХХ в.).
Задача визуализации в том, чтобы выбрать средства, которые приблизят художественный замысел к воплощению. Первый шаг к нему — восприятие окружающего мира в контексте фотоизображения. Разглядывайте и изучайте все, что видите: каково его значение, из чего состоит, какие у него форма, текстура и тональные отношения. Тренируйте наблюдательность.
Объективы и волшебство
Есть некое волшебство в том, как объектив рисует изображение. Несомненно, любой опытный фотограф испытывает трепет перед магическим совершенством этого предмета. Хороший объектив — продукт передовых технологий и мастерства. Закономерно, что мы привязываемся к аппаратуре, служащей нам верой и правдой.
Но хотя чудо съемки объяснимо научно и технически, фотограф воспринимает изображение на уровне чувств.
Раньше одни объективы были лучше других, что доказывали сделанные с их помощью снимки. У меня есть репродукционный объектив Voigtlander 300 мм, он превосходно работает несмотря на 70-летний возраст, а ряд лучших своих работ я снял на Zeiss Protar, которому уже почти 40 лет. Процесс разработки со временем компьютеризировали, и почти все объективы, выпущенные с тех пор, не имеют недостатков, часто гораздо точнее, чем нужно для решения рядовых фотографических задач.
Свет
Основное направление дневного света — сверху вниз, а на закате, рассвете, при отражении от низких облаков, гор или зданий — сбоку.
Мы привыкли, что небо над землей, и подсознательно считаем, что свет идет сверху. Этот стереотип трудно преодолеть. Почти все формы, объемы и плоскости на природе мы узнаём отчасти благодаря освещению сверху. Увидев их в другом свете, нам приходится убеждать себя, что это те самые знакомые нам предметы. Это не всегда удается сразу, и мы не каждый раз реагируем положительно. Грозовой свет, например, вызывает прилив эмоций, а тусклый свет в длинном переулке заставляет тревожиться.
В пейзажной фотографии тоже важно субъективное восприятие диапазона яркостей. В пасмурный день или когда натура полностью в тени (освещенной солнцем), диапазон короче, чем при одновременном освещении солнца и неба. Части сюжета могут быть закрыты от неба и солнца и подчеркнуты только отраженным светом от объектов; у них обычно очень низкая яркость.
Чтобы вы не думали, будто все это и так ясно, замечу: очень немногие фотографы понимают, что означает свет в практическом и эстетическом смысле. Для точной визуализации будущего снимка важно учитывать диапазон яркостей сюжета.
Точка съемки
Не забывайте, что смотреть на мир можно не только с высоты своего роста. Опустите камеру ниже, на уровень пояса или до земли, — и композиция, возможно, улучшится. У некоторых зеркальных камер есть съемная пентапризма, позволяющая смотреть на фокусировочный экран сверху вниз.
Попробуйте встать на стул, лестницу или валун. Я много лет назад обзавелся платформой. Закрепляю ее на крыше автомобиля — и она выдерживает меня с самой тяжелой из моих камер и позволяет снимать с точки на 1,5–1,8 м выше уровня глаз.
Наверное, все видели, как фотожурналисты поднимают камеру над головой, когда не могут приблизиться к объекту съемки из-за толпы. Они действуют не вслепую: с широкоугольным объективом трудно промахнуться, остается только примерно кадрировать (в журналистике этого достаточно) и установить подходящую глубину резкости. Фотограф приблизительно фокусирует объектив и выжидает подходящие моменты (обычно на камере есть моторный привод). Толпа, заслоняющая вид, с верхней точки съемки становится частью переднего плана. Но этим приемом стоит пользоваться только в крайнем случае.
Свет и портрет
Самый выгодный свет для портрета — рассеянный высокими облаками или дымкой. Он более направленный, чем в пасмурную погоду, поэтому четче рисует черты лица, но без контраста, свойственного открытому солнцу. Освещение в такую погоду быстро меняется, так что сделайте контрольный замер непосредственно перед экспозицией.
При рассеянном свете открытого или пасмурного неба снижается контраст, из-за чего частично пропадает ощущение объема. Положение улучшится, если переместить человека ближе к заслоняющему солнце объекту — зданию или листве, — чтобы частично закрыть лицо от света. При желании можно избавиться от направленного света, используя отражатели или поставив человека на открытую местность. Такой свет преимущественно синий, поэтому затемнит румянец.
При рассеянном дневном свете стоит внимательнее отнестись к тонам кожи. При отсутствии теней лицо может стать плоским и безжизненным, и, хотя глаза при таком освещении получаются лучше всего, кожа приобретает землистый оттенок.
По материалам книги «Ансель Адамс. Камера. Негатив. Отпечаток»
Обложка: источник