Потребность бизнеса в IT-специалистах растет с каждым годом. Появляются сотни вакансий и десятки новых специальностей: тестировщики, Data Scientist, проджекты, DevOps-инженеры.
Этим профессиям не учат в вузах, и многое приходится осваивать на практике. Не говоря уже про то, что некоторые из них предполагают наличие кросс-компетенций. Как, например, одна из самых сложных профессий в IT — продакт-менеджер.
Чтобы узнать о ней подробнее, встретились с нашим продактом Олей Диуновой. В МИФе Оля ведет сразу три проекта: отвечает за интернет-магазин, развитие электронной библиотеки для компаний и для пользователей. Поговорили, как стать продактом, какие качества и навыки нужно прокачивать и о том, чем придется заниматься. Рассказывает Оля.
Из инженеров в IT-шники
Мое профильное образование не связано с IT. Я инженер-технолог по обработке металлов давлением и достаточно долго работала по специальности. Занималась проектированием интерьеров для частных самолетов и вертолетов, делала платформы для сброса танков с самолетов, проектировала пассажирские самолеты — аэробусы 320 и 330 в подразделении Airbus в России.
После 8 лет работы инженером, я поняла, что в нашей стране — это маловостребованная профессия: у нас мало производств, где можно развиваться и расти. И перешла в отдел качества Airbus, где стала заниматься оптимизацией процессов поверки чертежей и 3D-деталей.
Это не совсем IT-шная история, больше процессная: как правильно стандартизировать процесс, чтобы найти слабые точки и улучшить качество производимой продукции. Проработав там 1,5 года, я поняла, что это тоже скучно, и ушла специалистом по качеству в компанию, которая занималась разработкой первых российских спортивных машин.
За два года я приобрела опыт автоматизации процессов, поняла, как можно их анализировать и оптимизировать, научилась работать с программистами. А еще окончательно убедилась, что мне интересна IT-составляющая — в ней много направлений и есть куда развиваться.
Оля Диунова — продакт-менеджер МИФа
Потом были «Спортмастер» и Ozon, где я работала бизнес-аналитиком. Тогда еще не было такого понятия, как продакт, но, по сути, задачи были продуктовые.
В «Спортмастере» я отвечала за полный цикл разработки и внедрения внутренних продуктов, автоматизирующих работу различных подразделений. Согласовывала с заказчиками объем работ, писала ТЗ, делала презентации. Оценивала сроки реализации вместе с командой разработки. Отвечала за денежную составляющую.
В Ozon я совмещала должность системного и бизнес-аналитика. А когда понадобилось сделать личный кабинет поставщика, мне предложили попробовать себя в роли продакта. У меня появилась своя команда из разработчиков, дизайнеров и бизнес-аналитика. За 1,5 года я сделала достаточно хороший продукт и потом уже попала в МИФ.
Чем занимается продакт
Обязанности продакта зависят от компании и от продукта. В каких то компаниях бизнес спускает сверху видение и стратегию продукта, ограничивая продакта.
В других компаниях продакт — это полноценная единица, которая отвечает за стратегию и развитие продукта, рассчитывает, сколько та или иная фича принесёт денег. Продакт идет параллельно с бизнесом, учитывает и согласует с бизнесом их требования и пожелания, при этом все решения принимает самостоятельно.
Рабочее место продакта
Также тип продукта влияет на обязанности и скилы продакта. Например, для внутренних продуктов компании продакт должен хорошо владеть навыками бизнес-аналитика и понимать, какие процессы можно оптимизировать и автоматизировать и таким образом принести пользу компании.
А для внешних продуктов с миллионами пользователей важно понимать, какую проблему решает продукт, какие у него конкурентные преимущества и как этот продукт будет приносить деньги для бизнеса.
Как строится работа продакта
Продакт анализирует рынок, конкурентов или процессы в компании — все зависит от продукта. Понимает, какие потребности есть у пользователей и бизнеса и каким продуктом или функционалом их можно закрыть. Формирует MVP, видение и бэклог продукта, оценивает его экономику.
Когда уже есть понимание, какая фича нам нужна, продакт вместе с дизайнерами проводит детальный анализ конкурентов на рынке и болей пользователей и формирует понимание задачи.
Продакту даже котик помогает работать.
Дальше дизайнеры идут делать свою часть работы: проводят пользовательские исследования, готовят прототипы дизайнов и описание пользовательских сценариев. Мы их вместе отсматриваем, я даю обратную связь. Иногда присутствую на интервью, задаю уточняющие вопросы. Когда дизайн готов, мы идем в команду разработки и просим ребят оценить объем и время, которое они потратят на реализацию.
Параллельно тестировщик начинает описывать тест-кейсы, погружаться в новую фичу и оценивает объем своей работы.
На каждом этапе проработки фичи командой я отвечаю на вопросы ребят, принимаю решение о том, как можно безболезненно урезать или изменить функционал, если что-то технически сложно реализовать, и мы выходим за рамки MVP и сроков. Так у нас для каждой фичи рождается roadmap с детальной проработкой и сроками.
Когда фича готова, мы ее релизим. И дальше начинается этап непрерывного улучшения функционала.
Продакт в МИФе
В МИФе мой основной заказчик — это бизнес. От него поступает стратегия развития компании, на основе которой я строю стратегию развития продукта.
В наших стратегиях всегда есть количественные цели — на сколько нужно вырасти по деньгам, и качественные цели по процессам. Исходя из этих целей и потребностей рынка и пользователей, я понимаю, что можно внедрить в интернет-магазине и электронной библиотеке.
Помимо этого у нас есть много потребностей от бизнеса: отчеты, админки, интеграции с разными системами. Поэтому мой бэклог состоит из фичей для пользователей и бизнеса, срочных багов, технического долга и функционала, который нужно сделать для команд в МИФе.
Иногда продакту нужно раздвоиться, а лучше растроиться, чтобы все успеть.
40-50% моей работы — это общение с заказчиками внутри компании, ответы на вопросы по фичам, рабочие встречи (обсуждение фичей, дизайна и других вопросов) и планирование спринтов. 30% — это бэклог, проработка и постановка задач для команды.
А остальное время, если оно остается, это работа над развитием и улучшением продукта: аналитика, интервью с пользователями, проверка гипотез, анализ конкурентов и т.д.
У нас три продукта, и одному продакту, конечно, сложно справиться с таким количеством задач. Из-за объема страдает качество работы, поэтому у нас есть планы увеличивать команду продактов. И потихоньку мы в эту сторону идем.
7 качеств хорошего продакта
Тайм-менеджмент, пунктуальность и умение соблюдать дедлайны. Понимание, что это такое и из чего они складываются.
Умение работать с деталями и погружаться в процесс как можно глубже, потому что от деталей сильно меняется общая картина.
Креативность. Без нее никуда. Часто приходится что-то придумывать: от новых фичей, которые привлекут пользователей, до креативного решения задач, когда нет времени на месяцы разработки, а надо сделать за два дня и так, чтобы плюс-минус эти костыли работали.
Способность решать срочные задачи и быстро переключаться. Объем задач большой, и, когда тебе в чате пишут 10 человек, нет времени по каждому вопросу полчаса вспоминать, чего от тебя хотят. Нужно держать в голове очень много всего, быстро принимать решения и переключаться между задачами.
Продакт всегда должен понимать, как работает его продукт.
Критическое мышление. Всегда нужно ставить под сомнение все, что происходит вокруг, и задавать любому заказчику или пользователю главный вопрос: «Зачем?».
Умение мотивировать. Особенно когда идет сложная реализация, затягиваются сроки или что-то не получается, важно поддерживать и мотивировать членов команды.
Лидерские качества. Продакт ведет за собой команду. Это не руководитель, не тот, кто просто раздает задачи, а лидер, который объясняет, что мы делаем и зачем. Каждый член команды должен понимать, что решение принимает продакт, но его предложения и замечанию могут быть учтены. И важно, чтобы он свои предложения и замечания хотел обозначить. Потому что чем больше людей в команде смотрят на проект неравнодушно, тем лучше. И это как раз задача лидера — объяснить своей команде, что мы идем все вместе, и от этого зависит результат, который мы получим.
Необходимые профессиональные навыки
- Умение анализировать аудиторию — без этого нельзя понять, как развивать продукт.
- Финансовый анализ продукта — позволяет понять, будет ли продукт экономически выгоден.
- Работа с различными метриками — помогает определять, насколько продукт хороший или плохой и как его улучшить.
Чем привлекателен МИФ для IT-специалистов
1. Сложными задачами. В МИФе не совсем классическое IT. Здесь продакт отвечает не только за интернет-магазин и другие продукты, но и за все околоайтишные процессы. Для меня, как для продакта, МИФ привлекателен тем, что я могу глубоко погружаться в бизнесовые процессы, понимать, как живет издательство, откуда появляются книги, как эти книги начинают продаваться, какой цикл до этого проходят.
2. Основным продуктом — книгами, курсами, мерчом. Вокруг этого можно сделать очень много крутых цифровых продуктов, которые позволят все это продавать. Есть перспективы для роста, много интересных задач и глобальных планов, как мы хотим развивать наши продукты для пользователей и для бизнеса.
3. Достаточно ограниченным техническим ресурсом. Кто-то скажет, что это минус, но для меня это, скорее, плюс. У нас небольшая IT-команда и большой технический долг*. И все решения приходится принимать с учетом технического долга. Это классный челлендж для продакта.
*Технический долг — это накопленные в архитектуре или коде проблемы, которые не позволяют или усложняют реализацию новых фичей и доработку текущих, а также требуют дополнительных трудозатрат на поддержку продукта.
4. Свободой деятельности и самостоятельностью. В МИФе никто не смотрит и не контролирует, реально ли ты сидишь и делаешь, оценивается только результат. А за качество и за результат отвечаешь ты сам. И как ты к нему придёшь, тоже решаешь ты сам. При этом коллеги всегда готовы помочь.
Эта особенность МИФа позволяет прокачать навыки самостоятельности и принятий решений. Иногда приходится по граблям походить, но это тоже способ развития и роста.