Как у журналиста и редактора получилось сделать стартап, который совершил революцию в отношениях бизнеса и СМИ, рассказал основатель сервиса журналистских запросов Pressfeed Константин Бочарский.
Если раньше пиарщики работали со СМИ по принципу холодных продаж — вручную собирали базу контактов, обзванивали журналистов, пытались выбить для компании место в СМИ, то с появлением Pressfeed сама система взаимодействия бизнеса с медиа в корне изменилась.
Журналистам постоянно нужна фактура для работы: кейсы, статистика, комментарии экспертов — только спикеров редакции теперь ищут не вручную, а размещают предложения на сервисе журналистских запросов Pressfeed.
Эксперты мониторят запросы СМИ, находят подходящие темы, готовят комментарии и отправляют их автору прямо в карточке запроса. Когда журналист просматривает комментарии и выбирает понравившиеся для публикации, спикеры получают фидбэк по своему ответу и упоминание в материале.
Пользуясь сервисом, журналист и редактор могут без долгих поисков и обсуждений собрать материалы для работы, найти героев для интервью или авторов-колумнистов, а компания и спикер получают бесплатную рекламу в СМИ: упоминание в публикации, интервью или собственную статью в издании.
Сейчас Pressfeed пользуется более 120 000 экспертов и 13 000 журналистов по всей стране, на платформе зарегистрировано 5 200 СМИ, в том числе и топовые медиа: «Коммерсантъ», Forbes, «Деловой мир», РБК, РИА, ТАСС, «Ведомости», «Первый канал» и многие другие. А всего 8 лет назад, когда проект стартовал в 2014 году, на платформе было только 2 000 пользователей. Константин Бочарский, экс-редактор ИД «Коммерсантъ», рассказал, как создал первую в России платформу, объединяющую СМИ и бизнес, и почему в течение многих лет выделяет минимум 1 час в день на обучение.
Основатель сервиса журналистских запросов Pressfeed Константин Бочарский
Важнее всего — попасть в боль клиентов
Технически, платформа Pressfeed — вторая программа, которую я сделал. Первым успешным опытом в разработке стал сервис, который помогал журналистам собирать бэкграунд для статей. Алгоритм анализировал разные источники по заранее созданным запросам и составлял список из публикаций, чтобы автор мог быстро собрать информацию и подготовить сводку.
Оба проекта стали ответом на запрос медиаотрасли — назрела необходимость автоматизировать хотя бы часть рабочих процессов, которые отнимали много времени и усилий. В действительности журналисты — ремесленники, а промышленная революция будто бы обошла нас стороной. Когда я работал в «Коммерсанте», можно было провести на телефоне большую часть дня, просто обзванивая и договариваясь со спикерами, при этом эксперт мог сорваться в последний момент, а его информация в итоге оказывалась неактуальной.
Pressfeed задумывался как инструмент, который снимет часть рутинной нагрузки с редакции — а она возрастает по мере ускорения публикации материалов. Я выпустил проект в общий доступ, когда он был еще сырым — просто больше не мог ждать, пока отшлифуем все моменты, и запостил новость об этом в Facebook.
Это был эффект разорвавшейся бомбы — будто все коллеги по цеху давно ждали именно этого события. За первые 2 недели на сервисе зарегистрировалось больше 2 000 пользователей, и именно благодаря их обратной связи я доводил проект до ума и закрывал основные проблемы в коде.
Из журналиста в программиста — когда лучше было сделать самому
Первые программы для Pressfeed я писал самостоятельно. Когда-то в университете нас учили кодить на Ассемблере, Фортране, Паскале, но, пока я работал журналистом, веб очень изменился. Поэтому сначала я пробовал привлекать программистов для моих проектов, однако желаемого результата все никак не получал. Я подумал, что проблема в моих ТЗ, решил создавать более подробные макеты — освоил Photoshop, изучил веб, UI/UX и прототипирование. В итоге я хорошо поднаторел в этом, но результаты разработчиков так и не улучшились.
Тогда я решил взяться за программу самостоятельно — чтобы писать код, мне надо было вспомнить все, чему меня учили в универе, и апгрейдить навыки. Я ходил на курсы, перечитал много книг по программированию, но все было не так просто и быстро — код давался тяжело. А потом однажды я ввел данные в тестовую программу, и вдруг все заработало! После этого я писал код буквально без перерыва — дома, в метро, где угодно. Я скупил практически все книги по используемым мною инструментам и штудировал их нон-стопом.
Сейчас у нас большая команда и крутые программисты, которые работают над отдельными «частями» сервиса: нашей специальной CRM-системой, приложениями, пользовательским интерфейсом, Pressfeed.Журналом. Однако я все равно стараюсь держаться на уровне и вникать во все важные технические вопросы, и мы с коллегами часто устраиваем мозговой штурм, чтобы решить, как лучше справиться с задачей.
Чтобы управлять бизнесом, надо постоянно учиться
Есть такая фраза: «уровень развития компании определяется уровнем развития ее лидера» — эта мысль открыла мне глаза, когда Pressfeed был еще стартапом. Если компанию делает команда, то вектор работы задает руководитель, а значит, нужно осваивать совершенно разные и незнакомые сферы.
Управление, продажи, маркетинг, социальные сети — я не знал, как работать с этим, и во всем мне нужно было разобраться. Поэтому я стал много учиться и до сих пор железно выделяю минимум 1 час в день на освоение новых инструментов.
Для себя я выделил несколько простых принципов обучения
Принцип № 1. Применяйте знания на практике
Информация без практики бесполезна — нужно интегрировать обучение в реализацию проекта и глубоко изучать именно те инструменты, которые понадобятся для решения реальных задач. Если нет проекта, в котором новые знания можно протестировать прямо сейчас, лучше на время отложить книгу или курс и выбрать более актуальную тему.
Принцип № 2. Сконцентрируйтесь на текущих проблемах
Если зачитываться впрок, а не решать приоритетные задачи, то обучение будет потреблять драгоценные время и силы, но не принесет реального эффекта. Поэтому учиться стоит «на ходу» — концентрироваться на текущих проблемах и сразу использовать информацию для их решения.
Принцип № 3. Учитесь быстро и без перерыва
Во-первых, нужно сделать обучение ежедневным пунктом своего расписания — встройте в план дня хотя бы час на чтение и курсы. Если не выработать привычку, найти время на новые знания с каждым разом будет все сложнее. Во-вторых, не растягивайте процесс на несколько недель или месяцев: прочитали новое — сразу тестируйте.
Принцип № 4. Развивайте не только практические навыки
В бешеном ритме жизни и работы, конечно, сложно не сводить обучение только к практическим темам. На самом деле, то, как мы работаем и каких успехов добиваемся, зависит еще и от широты взглядов, личного опыта и восприятия. Поэтому читать надо не только то, что можно применить в работе, но и то, что расширяет наш кругозор, помогает выстроить цели и приоритеты.
Книги для тех, кто собирается запускать стартап или хочет прокачать проект
«Подумайте еще раз»
Те, кто только стоят на пороге открытия собственного бизнеса, должны смотреть на мир широко открытыми глазами и без предубеждений — так рождаются уникальные инновационные проекты. «Подумайте еще раз» стоит прочитать, если вы хотите научиться критически оценивать реальность и свои решения, быстро адаптироваться к меняющимся условиям игры.
«Цели и ключевые результаты»
Очень важно, чтобы вся команда видела результаты, которых добиваются коллеги, — это не только мотивирует сотрудников, но и позволяет быстро скорректировать план работы. Как правильно сформулировать цели и задачи, оценить результаты и научить коллег работать по схеме OKR, читайте в книге «Цели и ключевые результаты».
«Обратная связь»
Грамотная коммуникация между сотрудниками компании — краеугольный камень любого бизнеса. Если подчиненные не слышат, не понимают друг друга и руководителя, то добиться успеха будет сложно. Эта книга научит, как правильно давать обратную связь коллегам, подчиненным и вообще всем вокруг, чтобы получать вау-результат и мотивировать команду.
Я, редактор
Большое практическое руководство для тех, кто хочет работать в СМИ. Николай Кононов, экс-главред Hopes&Fears и онлайн-журнала «Секрет фирмы», рассказывает, каково это — быть редактором в современном мире медиа, и учит, как правильно работать с текстом и журналистами.