В нашей культуре красота — это почти всегда синоним женственности. Книги по истории намеренно подчеркивают мускулистость мужчин, но замалчивают их красоту, будто она кого-то унижает или делает слабее. При этом доподлинно известно, что еще пещерные люди создали первые варианты тонального крема, что древние вавилоняне красили ногти перед важными битвами, а корейские воины VI века использовали технику «смоки айс».
«Правителям и героям нужно блистать самим, чтобы блистали их государства», — уверен журналист Дэвид Йи. В своей книге «Pretty Boys» он предлагает нестандартный взгляд на влияние мужчин на мировую историю — с позиции красоты, а не силы. Яркий пример тому — король Людовик XIV.
Король-солнце
В XVII веке никто не мог сравниться в вопросах моды с королем Людовиком XIV. Он не случайно получил меткое прозвище «король-солнце». Именно Людовик сделал парики самым модным аксессуаром в Европе. А вдобавок к этому приучил придворных носить золотые наряды и сверкающие каблуки.
В молодые годы волосы короля были густыми и вьющимися, имели нежную невесомую текстуру и потрясающе блестели. Всюду во Франции можно было встретить портреты короля, щеголяющего копной волос.
Парики же считались старомодными, несуразными, подходящими только для неуклюжих, больных или старых людей. Каково же было удивление придворных, когда в 17 лет Людовик заказал себе парик. Все потому, что его собственные волосы истончались и выпадали клочьями.
Это был золотой век одной из тяжелейших венерических болезней ― сифилиса, среди симптомов которого есть и выпадение волос. Придворные подозревали, что король слишком много предавался свободной любви, как и другие влиятельные молодые люди той эпохи. Но до сих пор неизвестно, действительно ли он страдал от этого заболевания.
Парадный портрет Людовика XIV. Источник
У Людовика оставалось два варианта: либо облысеть, либо что-то придумать. Решение было очевидным. В конце концов, ему, королю-солнцу, требовался великолепный образ под стать имени. А поскольку он был невысоким человеком (160 сантиметров), пышная, смелая, красивая прическа могла прибавить ему дополнительных сантиметров роста и придать более царственный вид. Позже частью образа стали еще и высокие каблуки.
Волосы викингов
В считаные дни стандарты мужской красоты изменились навсегда. Король обратился к известному французскому постижёру Жоржу Бине с просьбой создать ему оригинальный парик ― и совершенно новую эстетику. Бине владел одним из самых популярных парижских магазинов париков.
После долгих поисков Бине обнаружил исключительно нежные, здоровые волосы на севере Франции, у нормандских женщин, которые вели род от викингов. Их локоны он и купил, а затем назначил этим женщинам содержание, чтобы они заново отращивали и берегли волосы. Бине не жалел денег. «Я бы обрил налысо каждого в королевстве, чтобы украсить голову его величества», ― говорил он позже.
Придворные тут же подхватили за королем привычку носить огромные парики. Кадр из фильма «Человек в железной маске». Источник
И вот постижёр принялся за работу. Новый образ короля должен был быть не только роскошным, но и элегантным, величественным и одновременно изящным. На парик ушло три месяца и волосы от десяти человек. Модель называлась «аллонж» ― это была прическа с пробором посередине и пышными локонами, достигающими середины спины. При этом обе половины начесывались в пики ― для придания объема.
Гильдия постижёров
Когда Людовик наконец предстал в новом образе, королевство ахнуло. В одночасье парик обрел статус обязательного аксессуара. Королевские особы бросились покупать парики, некоторые даже влезали в долги, пытаясь соответствовать моде.
Речь шла не просто о покупке одного парика ценой около 150 ливров (примерно 7500 $ сегодня): настоящие расходы влекла необходимость купить несколько и оплачивать трудоемкий уход за ними. Постижёры требовали за это большие деньги. Их услуги включали сбор париков, промывание от излишков сала, грязи и пота, сушку и, наконец, тщательную завивку и укладку. Последними штрихами были духи и пудра, чтобы сохранить локоны в целости и придать им приятный запах.
Людовик XIV построил в Версале целое крыло, отданное парикам. Там разместили тысячи париков на все случаи жизни и горстку слуг, единственной задачей которых был уход за ними. Источник
Постижёры стали настолько востребованными, что с трудом успевали выполнять заказы. В Париже их число выросло с нескольких на весь город до двухсот ― и это за год! К 1673 году их стало 835. Бизнес настолько разросся, что в Гавре, небольшом городе с населением всего 18 тысяч человек, работало 29 постижёров. Вскоре возникла гильдия постижёров, чтобы гарантировать высочайший стандарт изготовления париков.
Из Франции в Британию
Тренд не ограничился Францией. Когда английский король Карл II, двоюродный брат Людовика, посетил Францию, он по-новому взглянул на парики и привез эту тенденцию на родину. Вскоре вся Британия ― от королевских особ до простолюдинов ― тоже стала носить парики. Спустя десятилетие в любой европейской стране и шагу нельзя было ступить, не встретив человека в парике.
«Мода была для Франции тем же, чем рудники Перу были для Испании», ― сказал однажды министр финансов короля Жан-Батист Кольбер. Во времена правления Людовика XIV Франция превратилась в великую экономическую державу. Наследие знаменитых брендов красоты и моды живо и в наши дни. То, что раньше считалось лишь способом прикрыть позорную лысину, стало определяющей чертой мужской эстетики в XVII веке. После смерти Людовика в 1715 году парики процветали еще почти столетие, вплоть до Французской революции, когда все излишества подверглись порицанию.
По материалам книги «Pretty Boys»