Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Искусство икебаны: 3 вдохновляющие композиции с пошаговыми инструкциями
19 марта 2022 2 527 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

История искусства икебаны берет начало в веках, и суть его в том, чтобы воссоздать природную красоту в моменте. Здесь одинаково важны процесс и результат. Составление композиций помогает замедлиться, прислушаться к себе, растениям и материалам. Это своего рода творческая медитация, в результате которой вы получаете уникальный и наполненный смыслом декор.

В книге «Икебана» совладелицы флористической студии Аманда Лу и Иванка Мацуба предлагают свежий взгляд на традиционное искусство икебаны. Они свободно интерпретируют каноны и создают эффектные и непринужденные композиции из необычных элементов.



Икебана

Выбрали 3 композиции с пошаговыми инструкциями. Необязательно повторять их в точности — с первых же шагов вы можете импровизировать. Каждая ваша композиция будет неповторимым отражением вашей души и природы.

Навстречу весне

Махровые тюльпаны, цветоносы декоративной капусты и мутовчатый рябчик

Как показать переход от одного времени года к другому? В этой композиции его символизируют цветоносы декоративной капусты. Они появились на второй год на растении, которое пережило зимние холода и приготовилось дать семена. Аманда и Иванка соединили этот дар зимы с первыми весенними цветами: махровыми тюльпанами и тоненькими стебельками мутовчатого рябчика (Fritillaria verticillata).

Теплые оттенки желтых тюльпанов в сочетании с ярко-зелеными усиками рябчиков дарят свежесть и воодушевление. Тюльпаны чем-то похожи на хамелеонов: могут скромно отойти на задний план и стать дополнительным элементом композиции или же предстать в главной роли — все зависит от того, как много у них было времени, чтобы распуститься. Чтобы полностью раскрылись все слои лепестков, нужно обрезать стебли и продержать тюльпаны в воде три дня.

Рябчики и цветоносы декоративной капусты смягчают экстравагантность пышных тюльпанов, не давая композиции выглядеть чересчур роскошно.

Составляем композицию

Раскрывшиеся тюльпаны, которые дивно спускаются каскадом, — центр композиции. Цветоносы декоративной капусты и рябчики решительно стремятся вверх и в сторону от центральной части серо-коричневой чаши. Как будто первые ростки, пробивающиеся сквозь почву на овощной грядке.

  1. Надежно закрепите кензан* в небольшой неглубокой чаше. Наполните ее водой.
  2. Расположите в левой части композиции два цветоноса декоративной капусты. При необходимости сделайте в волокнистых стеблях вертикальный разрез примерно на 1,3 см, чтобы он проходил через центр стебля. Так вы сможете устойчиво зафиксировать их на кензане.
  3. Коротко обрежьте стебель одного тюльпана и разместите его почти в центре композиции. Добавьте еще четыре тюльпана так, чтобы они спускались каскадом, а стебель каждого последующего цветка был чуть длиннее предыдущего.
  4. В правой части композиции зафиксируйте короткий стебель рябчика. Добавьте справа еще четыре рябчика так, чтобы они пересекались с остальными элементами композиции или же переплетались с ними.

*Кензаны — флористические наколки и держатели — популярный способ крепления растений. Продаются в цветочных и садоводческих магазинах.

Композиции с тюльпанами

В процессе фотосинтеза тюльпаны аккумулируют в стеблях и листьях невероятное количество энергии в форме сахарозы, природного сахара. Даже после срезки тюльпаны продолжают питаться накопленной сахарозой, за счет которой раскрываются листья и бутоны. Если держать их без воды, процесс усвоения сахарозы приостанавливается, что продлевает жизнь цветов в вазе на несколько дней.


Многослойные махровые тюльпаны — звезды весны, когда прочие эффектные цветы — пионы, садовые розы и георгины — еще не доступны.

Купив тюльпаны, первым делом определитесь, какая стадия их раскрытия вам потребуется. Если нужна «классика» — небольшие плотные бутоны, — не ставьте цветы в воду, пока не приступите к составлению композиции. Если же вы предпочитаете пышные, многослойные цветы, обрежьте стебли и оставьте на ночь или на срок до нескольких дней в высоком ведре с водой. Бутоны должны касаться края емкости: так вы не позволите стеблям сломаться из-за веса распустившихся цветков.

Чем дольше созревают тюльпаны, тем менее плотными становятся бутоны и более желтыми — листья. Поэтому до того, как использовать цветы в композиции, от листьев нужно избавиться. Лучший способ удалить нежелательные листья, не повредив стебель, — оторвать круговыми движениями, а не дергать вниз (как обычно обрывают листья роз).

Посвящение Пине Бауш

Флокс «вишневая карамель»

В этом проекте оспаривается традиционная концепция баланса, которая подразумевает, что самая тяжелая часть композиции должна быть внизу и как можно ближе к центру, а все выступающие элементы должны быть примерно равны друг другу.

Аманду и Иванку вдохновило творчество танцовщицы Пины Бауш, оказавшее огромное влияние на все современное искусство. Движения Пины отличались экспрессивностью, резкостью и в то же время изумительной гармоничностью. Казалось, что она струится, а не двигается, что ее тело и разум — одно целое.

Флористы сгруппировали флоксы «вишневая карамель» так тесно, что за цветками невозможно разглядеть стебли. Получилась плотная масса из изящных, миниатюрных соцветий, движущихся в едином порыве.

Низкая, широкая и тяжелая ваза из сланца — нетипичный вариант сосуда для цветочной композиции. Такой выбор придает проекту архитектурность. Темная поверхность вазы красиво контрастирует с яркими цветами, которые будто сплетаются в танце.

Составляем композицию

Чтобы получить убедительную и динамичную композицию, отталкивайтесь от природной формы каждого стебля. Позволяйте им стремиться в тех направлениях, которые они сами выбирают. Уравновешивая подобную экстравагантность, создайте из цветов плотную центральную линию. Это придаст композиции устойчивость, силу и даже некоторую фундаментальность.

  1. Разместите кензан в неглубокой чаше или вазе. Наполните сосуд водой.
  2. Аккуратно удалите большую часть листьев со стеблей флоксов, из которых вы будете выстраивать центральную линию композиции. Ваша цель — создать плотный цветовой блок. Оставьте изящные листики на некоторых флоксах — тех, что будут располагаться дальше от центра композиции. Такой прием создает плавное, элегантное движение от центра к периферии.
  3. Разместите короткий стебель флокса в середине кензана, чтобы создать ощущение устойчивости.
  4. Расположите на кензане стебли чуть длиннее, формируйте композицию, отталкиваясь от их природных изгибов.
  5. Добавьте несколько флоксов с более короткими стеблями и расположите так, чтобы цветки были ориентированы назад, — это придаст композиции плотность.
  6. Продолжайте размещать цветы в центре до тех пор, пока не спрячете большую часть голых стеблей. Не забывайте о необходимости сохранить динамичность и причудливость композиции.


Флоксы кажутся несколько «антикварными» цветами, благодаря «состаренности» оттенков — тускловатых кремовых и карамельных. Удалив ярко-зеленые листья и расположив большое количество флоксов близко друг к другу, вы подчеркнете их изысканную красоту.

Основы флористики

Прежде чем приступать к работе, разберите флоксы по размеру и форме. Самые длинные и изогнутые стебли определят очертания вашей композиции, а более короткие и прямые лучше использовать для выстраивания центральной линии.

Зимний цитрус

Эустома, пилея, ветвь кумквата, анютины глазки «тигровый глаз»

В контексте икебаны сосуд для цветов очень важен. В тех стилях, где отдается предпочтение более традиционным вертикальным композициям, сосуд должен быть на виду и подобран в соответствии с рядом требований.

Долгое время цветочные композиции создавались с учетом того, где будут затем расположены: обычным местом для них был алтарь или токонома (специальная ниша в гостиной, где выставляли на всеобщее обозрение декор и предметы религиозного культа). Сосуд подбирали так, чтобы он соответствовал размерам поверхности, особое внимание уделяли масштабу, пропорциям и форме.

В современной икебане композиции можно ставить и за пределами токонома, а сосуды рекомендуется подбирать в стиле, который оптимально впишется в интерьер и наилучшим образом отразит вашу задумку.

Для пышных многосоставных композиций лучше подбирать сдержанные по цвету и форме емкости. Сочетание затейливых ваз и большого количества разнообразных растений создает визуальный диссонанс.

В данном случае маленькая керамическая чаша с гладким матовым покрытием практически растворяется в цветах. Поверхность холодного серовато-голубого оттенка отлично сочетается с цветом замысловатых прожилок на листьях пилеи. Так рождаются гармония и баланс.

Составляем композицию

Проект отличается последовательным повторением круглых форм — плодов кумквата и цветков эустомы. Эти два выразительных, ярких элемента представляют собой «светлую» лицевую часть композиции и притягивают взгляд в первую очередь.

«Темная» изнаночная сторона (пилея и анютины глазки) необходима, чтобы несколько нейтрализовать эту экстравагантность и создать баланс.

  1. Установите кензан в чаше и наполните ее водой.
  2. Срежьте три стебля пилеи с комнатного растения и расположите в правой части чаши. Срежьте еще один стебель и разместите слева так, чтобы он стремился вниз.
  3. Подберите ветку кумквата, на которой будет много плодов. Удалите листья и расположите ее слева от центра таким образом, чтобы плоды расположились по краю вазы под листьями пилеи.
  4. Разместите в центре композиции эустому с коротким стеблем так, чтобы цветок практически касался кензана. Добавьте в левую часть композиции еще четыре эустомы, расположив их друг над другом.
  5. Разместите в правой части композиции еще четыре эустомы, развернув цветки так, чтобы они «смотрели» на стол. Дополните композицию тремя эустомами с более длинными стеблями, слегка наклонив их вправо. Расположите их так, чтобы они оказались на разной высоте и при этом стали самой высокой частью композиции.
  6. Добавьте анютины глазки в центр композиции, расположив их между листьями пилеи и стеблями эустомы.

Пилея — тропическое горшечное растение, с которого можно срезать листья в любое время года. Особенно зимой, когда снаружи не найдешь ничего интересного. Чтобы листья радовали вас как можно дольше, срезайте их только перед самым началом работы.

Ярко-желтые и оранжевые полоски анютиных глазок «тигровый глаз» вторят солнечным оттенкам плодов кумквата, добавляя вспышку цвета в морозную зимнюю палитру.

По материалам книги «Икебана»
Обложка и иллюстрации из книги

Рубрика
Творчество
Похожие статьи