Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
«Я не помню ни одного безошибочного проекта». Александр Роднянский — о работе кинопродюсера
13 марта 2022 1 737 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Кто такой продюсер? В чем отличия российской и американской киноиндустрии? Можно ли предугадать успех фильма? Есть ли будущее у авторского кино? На эти и другие вопросы Александр Роднянский подробно отвечает в книге «Выходит продюсер». В этом году мы выпустили ее переиздание — в удобном формате покетбука.



Выходит продюсер

Публикуем отрывки из главы, где автор делится основными принципами работы продюсера.

Формулы успеха не существует

Любой успешный продюсер в своей карьере не раз ошибался, терял миллионы и был вынужден наутро после премьеры читать обидно-уничижительные рецензии на фильм, которому он посвятил, возможно, годы жизни. Вопрос лишь в соотношении побед и поражений.

Я тоже сделал немало ошибок. Скажу больше, я не помню ни одного безошибочного проекта. С первой попытки у меня не получалось никогда и ничего. Первые фильмы неверно задумывались, без энтузиазма воспринимались, а то и вовсе не были замечены.

Но поражение — материал, из которого делается победа, и опускать руки из-за неудач не стоит.

Чем впадать в депрессию, лучше тут же начать что-то новое. У Уинстона Черчилля есть на этот счет замечательное выражение: «Успех — это способность двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма».

Высокие планки никому не помешают

Когда имеешь дело с профессией, не стоит бояться выдающихся примеров. Нужно искать ролевые модели и не стесняться мечтать о соперничестве с ними. То, на что смотришь, на что ориентируешься, не менее важно, чем практика.

Александр Роднянский и режиссер Андрей Звягинцев. Из личного архива

В тридцать лет у меня сформировалось точное представление о своей ролевой модели в профессии продюсера. Главным примером стал Скотт Рудин. Но еще раньше я был глубоко впечатлен тем, что делал немец Бернд Айхингер. Айхингер был человеком большого проектного мышления, он создал «Имя розы» Жан-Жака Анно, «Парфюмера» Тома Тыквера, «Самого желанного мужчину» Зенке Вортманна. А еще «Бункер», «Бесконечную историю» и «Комплекс Баадера — Майнхоф»…

Наблюдая за ним, я понял, как работать с социальными темами, как реагировать на экспансию американского кинематографа.

Вера в контент превыше всего

Я верю только в контент, в содержание того, что делаю. Контент — фильмы, сериалы, компьютерные игры — это то, что обеспечивает будущее в нашей индустрии. Уверен, что будущее за теми, кто владеет контентом.

Именно увлеченность содержательной частью моей деятельности дала мне фору в Америке.

Я приехал в Лос-Анджелес не как продюсер-технолог и не как продюсер-инвестор. Я приехал как продюсер, который любит кино и занимается им по этой единственной причине. И оказалось, что я часто делаю за агентов, консультантов, бизнес-тактиков и стратегов определенную часть работы — экспертную: я читаю сценарии, я знаю возможности актеров и почерк режиссеров и могу их анализировать в координатах и искусства, и индустрии.

Но это вовсе не правило для Голливуда — быть синефилом. Огромное число продюсеров — я бы даже сказал, что теперь их большинство, — кино любят ровно настолько же, насколько литературу или кулинарию. Они интересуются лишь финансовыми показателями, придерживаются правил хорошего профессионального тона, вот и «все кино».

Коммерческий подход менее прибылен, чем творческий

Я не интересуюсь фильмами, которые живут один уик-энд, пусть даже и зарабатывают какие-то деньги. Условный продюсер «коммерческого кино» живет (и даже отчасти процветает) в странном для меня двухмерном мире. В этом мире существуют только производство и деньги, собранные в прокате в течение двух недель. У такого продюсера нет никаких планов на будущую жизнь своих фильмов, да она и невозможна: его фильмы тают по мере своего проката, как восковые свечки, — к концу второй недели их уже и нет.

Так не могут появиться не то что «Звездные войны», на даже «Форсаж» или «Сумерки».

Невооруженным глазом видно, чем отличается, скажем, «Что творят мужчины!» от «О чем говорят мужчины». Чем ржачный «Беременный» отличается от действительно смешного «Горько!», чем «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи отличаются от сотен фильмов, пытавшихся повторить прием и скопировать режиссерский стиль.

Наше дело нелинейное. Между замыслом и бокс-офисом прямую линию еще провести как-то можно — у производителей провинциального киномусора, о которых я говорил абзацем выше, иногда все получается. Но между замыслом и настоящим успехом — уже нет.

Кино как религия

Моя «макроэкономика» не мешает мне оставаться идеалистом. Главный и единственный вопрос — веришь или нет. В историю, в проект, в человека. У атеистов здесь шансов нет.

ТВ и кино — фабрики по производству смыслов. У нас все держится на людях, индивидуальных способностях и редких озарениях.


Кадр из фильма «Сталинград»

Я верю в Андрея Звягинцева и запускал его «Елену» вопреки всем законам кинобизнеса. И так же я верю в Федора Бондарчука. Если бы мне кто-то задал вопрос: считаю ли я правильным производить фильм про Великую Отечественную войну сейчас, после провала целого ряда громких проектов, с ней тематически связанных, нужно ли строить гигантские декорации, снимать тысячную массовку, вывозить на натуру сотни человек… я бы без раздумий сказал «нет». И все-таки сейчас мы с партнерами сделали такой фильм. Фильм «Сталинград». С единственной надеждой — создать фильм-событие.

Основа профессии — умение работать с творческими людьми

Сотрудничество с режиссерами, сценаристами, актерами или композиторами требует принципиально иных навыков, чем работа с клерками из офиса или рабочими с завода. Отношения режиссера и продюсера — один из ключевых элементов, непосредственно влияющих на успех фильма. Если вдуматься, это сущий кошмар: эти отношения, а они всегда личные, — источник судьбы фильма…

Но такова природа данной сферы деятельности. А логика продюсерско-режиссерских взаимоотношений каждый раз своеобразна и нередко парадоксальна. Так что надо иметь ясное представление о том, что может, а чего не должен позволять себе продюсер.

Не стоит искать препятствия там, где их нет

Это простая мысль, но, когда берешься за дело, она приходит в голову не первой. Всегда найдутся люди, готовые предупредить об опасности провала, несостоятельности и бесперспективности проекта, особенно если дело касается фильмов авторских.

У отечественного авторского кино (у нас принято обозначать его сомнительным термином «артхаус») все проблемы сугубо российские. Зрителя этим кино пугают, даже когда-то наклеивали на него ярлык «кино не для всех».

Это деление — на «для всех» и «не для всех» — на самом деле более чем условное, а то и надуманное.

В современном мире, где технологии открыли столько новых возможностей творческой самореализации для авторов и неограниченные возможности для потребителя, решительно стираются границы между массовым и традиционно востребованным лишь интеллектуалами. Одни и те же люди смотрят и франшизу о Бэтмене, и «Солярис» Тарковского — с разными планами и чувствами, но одни и те же. Мир кинематографа устроен не по вертикальному принципу от телесного низа к умственному верху. Он горизонтален. И потому сложен.

По материалам книги «Выходит продюсер»
Фото на обложке отсюда

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи