Телевизионный персонаж Мак-Гайвер — секретный агент и специалист по решению проблем. Его создателю Ли Злотоффу тоже пришлось научиться решать проблемы. «Я должен был выдавать огромное количество творческого материала в невероятно сжатые сроки, — объясняет Злотофф, — тормозить было некогда». Как это удавалось, рассказываем по книге «Невозможное как стратегия».
Подсознание за кадром
После многих лет работы над проектом Злотофф заметил, что практически всегда, когда он буксовал, нужные ответы никогда не находились в очевидных местах — например, когда он, ломая голову, сидел за рабочим столом, — а гораздо чаще приходили в голову, когда он был за рулем автомобиля или принимал душ. И так происходило настолько часто, что Злотофф, чувствуя, что зашел в тупик, специально уходил из офиса, чтобы прокатиться на машине или постоять под душем.
В конце концов сценарист решил выяснить причины этого явления и обнаружил, что легкая стимулирующая деятельность вроде принятия душа не слишком занимает сознание. Скорее она играет роль своего рода инкубационного периода для перехода проблемы из сознания в подсознание. А подсознание решает проблемы гораздо успешнее и быстрее, с меньшими энергозатратами, и имеет практически неограниченную оперативную память.
И главное, Злотофф обнаружил, что подсознание можно программировать. Вы даете мозгу задачу, а затем с помощью легкой стимулирующей деятельности активируете работу подсознания, чтобы потом снова задействовать сознание и получить решение.
Злотофф назвал этот феномен в честь своего персонажа — методом Мак-Гайвера. Вот как этот метод работает.
Шаг 1: идентификация проблемы
Запишите проблему. В буквальном смысле слова. Проговорить ее вслух недостаточно. И рассказать о ней другу — тоже не вариант. Запишите ее, так как главное — установить связь между моторным опытом и памятью. Опишите проблему как можно подробнее, но не беспокойтесь о связности повествования.
Предположим, завтра я начинаю новую главу книги, но никак не могу решить, с чего именно. В такой ситуации я просто написал бы: «Завтра я хочу написать новую интересную и увлекательную главу, которая закончится неожиданным поворотом сюжета. А еще в ней должны упоминаться синие киты и мать Тереза».
Словом, запишите как можно больше подробностей, но пока не объединяйте их. Почему? Да потому, что распознавание паттернов — встроенная функция в мозге. Если четко обозначить цели, все остальное произойдет автоматически, и это часть второго шага.
Шаг 2: созревание
Дистанцируйтесь на время от проблемы. Когда привыкнете к такому подходу, перерыва от часа до четырех вам будет достаточно. Но вначале лучше отложить решение на полдня, а еще лучше — на ночь. В это время делайте что-нибудь стимулирующее, но не обременительное. Злотофф, например, любит собирать модели самолетов. Садоводство, уборка дома и игра в баскетбол тоже отлично подойдут. Как и длительные прогулки.
А вот телевизор вам не поможет. Просмотр телепрограмм требует слишком большой умственной работы, и сознание не отключается. Если же решите заняться во время созревания решения физическими упражнениями, учтите, что они должны быть не слишком интенсивными и тяжелыми. Измотав себя тренировкой, вы помешаете мозгу найти нужное решение. А если из-за усталости и неспособности его найти у вас начнется стресс, тревожность только усугубит положение и еще больше затруднит движение к цели.
Шаг 3: свободное письмо
По прошествии взятого перерыва достаньте блокнот и начните писать. Неважно, что именно. Переписывайте отрывки из любимой книги, запишите текст популярной песни, сочините хайку.
Например, я мог бы начать этот шаг с таких простых слов: «Сейчас я пытаюсь написать следующую главу, но совсем не знаю, о чем она будет».
Звучит просто, но результаты могут вас ошеломить. Вы вдруг увидите, что решаете творческие проблемы гораздо быстрее и эффективнее, чем обычно. По мнению Злотоффа, все блестящие достижения связаны с эмоциями. «Я никогда не беспокоюсь по поводу творческого кризиса, — признается он. — Если дело застопорилось, я знаю, что мое подсознание найдет решение, о котором сознание не может даже мечтать, причем в более короткие сроки. И это понимание полностью избавило меня от беспокойства в ходе работы над сценариями».
Больше идей — в книге «Невозможное как стратегия».