С начала пандемии команде мероприятий МИФа пришлось столкнуться с большим количеством сложностей. Прошедший год не стал исключением: ограничения, а иногда и запреты на проведение мероприятий, строгие правила посещений и главное — постоянное ощущение неопределенности. Тем не менее команде удалось не только закончить год «в плюсе», но и установить некоторые рекорды. О том, как это стало возможно, рассказываем в материале ниже.
Сложности и вызовы
Когда мы говорим о мероприятиях, то прежде всего подразумеваем живое общение с читателями. А его в 2021 году организовать было очень непросто.
С какими сложностями столкнулась команда?
- Запреты на массовые мероприятия в разных городах (ситуация менялась часто, и за ней нужно было постоянно следить);
- Ограничения по количеству людей (это касалось как посетителей, так и тех, кто мог принимать участие в монтаже);
- Необходимость вводить дополнительные меры (проверка масок и QR-кодов на входе);
- Постоянные отмены и переносы.
Казалось, проще было вообще отказаться от мероприятий. Но мы знали, что наши читатели в разных городах (да и мы сами тоже!) очень соскучились по живому общению, поэтому не могли их подвести.
Что сделали
В ситуации полной неопределенности команда мероприятий выбрала стратегию гибкого планирования. В приоритете оказались гаражные распродажи — так как их организовываем мы сами, то можем контролировать количество и место проведения.
Если еще три года назад МИФ проводил 2-4 «гаражки» в год, то в 2021 году их число возросло до 2-5 в месяц. В связи с этим пришлось пересмотреть всю логистику: чтобы книги не возвращались каждый раз в Москву, а последовательно «путешествовали» из города в город.
Наши читатели на гаражной распродаже в Ярославле
Изменения произошли и внутри команды. Теперь она работает как настоящий спецназ: каждый обладает достаточной экспертизой, чтобы с нуля организовать гаражную распродажу в любом городе.
«Когда мы проводили первую „гаражку“, монтаж занимал целый день. Мы приходили утром в пятницу и уходили примерно в час ночи, — рассказывает Настя Шумилова, руководитель команды мероприятий МИФа. — Сейчас же бывает, что девчонки приезжают в город только накануне или даже утром того же дня, на которое намечена распродажа. И успевают смонтировать всё буквально за три-четыре часа. Это получается за счет того, что все процессы отработаны, есть определенные схемы и критерии работы».
В этом году МИФ провел рекордное число гаражных распродаж — 40. Среди городов были как миллионники, так и маленькие города с населением в 150 000 человек, вроде Коломны. «Везде нас встречает преданный фан-клуб, — рассказывает Вита Королёва, менеджер мобильной розницы МИФа. — Приезжаешь — и чувствуешь себя рок-звездой. Все очень рады нас видеть, передают благодарности. А мы в свою очередь с радостью несем наш продукт и знания о нем».
Список городов, где МИФ провел гаражные распродажи в 2021 году. Жирным шрифтом выделены те, куда команда приехала впервые.
Сначала все гаражные распродажи МИФа проходили в арт-пространствах и арт-кластерах. В этом году список площадок расширился: среди них были и театры, и филармония, и гостиница, и музей, и завод, и даже… фотостудия с бассейном.
Организовать книжную распродажу в музее — почему бы и нет?
«Надо понимать, что мы никогда не приезжаем в готовое помещение, где надо только книжечки расставить. Мы создаем пространство в каждом городе с нуля, — продолжает Вита Королёва. — Например, недавно мы с Вероникой Кузнецовой были в Красноярске. Приезжаем на площадку — а это детская художественная школа, там дети сидят рисуют и кажется, что помещение вообще не про книги. Но проходит пять часов монтажа — и всё превращается в идеальное место для книжной ярмарки, куда на следующий день эти же самые дети и их родители приходят выбирать книжки. Кисточки, правда, мы потом еще долго находили в своих коробках».
Примерно так чаще всего выглядят площадки до монтажа
Задачи на будущее
Зачастую мы приезжаем в города, где книги МИФа не представлены вовсе, и гаражная распродажа — единственная возможность установить связь с нашими читателями.
В планах команды — превратить «гаражки» из мероприятий, где мы просто продаем книги, в полноценные культурные события и возможность познакомиться с издательством со всех сторон.
Часто авторов МИФа принимают как настоящих звезд. Слева — лекция Ларисы Парфентьевой в Ростове-на-Дону, справа — интервью Марии Швец в Белгороде.
Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках гаражных распродаж мы организовывали встречи с издательством, проводили мастер-классы и игротеки, привозили авторов. К примеру, Юлия Симбирская представляла свои книги в Ярославле, Лариса Парфентьева — в Ростове-на-Дону, а Мария Швец, автор книги «Главное в истории русского искусства», проехала с нами сразу несколько городов — от Ростова-на-Дону до Уфы и Омска — и везде читала лекции, которые встречали очень теплый прием.
Наступивший 2022-й год, похоже, несет в себе не меньше неопределенности и нестабильности. Но теперь у команды мероприятий МИФа есть уверенность в своих силах. И тайное знание — о том, что во всех городах России нас любят и ждут. А значит, гаражным распродажам точно быть.