Вера людей в то, что кулак может быть сильнее дружелюбно протянутой открытой ладони, — большое несчастье. На первый взгляд кажется, что в кулаке заключена сила, но она не истинная — просто наиболее распространенная. Кулаком, может, и можно разрешить некоторые проблемы прошлого, но он неспособен ни приветствовать настоящее, ни объединять нас в будущем.
Рука со сжатыми пальцами не готова соединиться с другой или искать точки соприкосновения.
Кулак заставляет нас терять достоинство и твердость. Он представляет собой на редкость примитивный инструмент, знак агрессии и разделения: мы сжимаем кулаки, чтобы вступить в драку или битву и чтобы четко отделить свое мнение от мнения других. Это демонстрация нашего негодующего эго.
Сжимая кулак, мы совершаем акт необратимости и сопротивления. Это символ того, что мы принимаем несогласие и разобщенность. А ведь даже на ринге боксеры, как правило, протягивают друг другу руки после боя — независимо от того, кто победил.
Продемонстрировать любовь кулак неспособен: он слишком крепко сжимает нашу гордость, не желая ни отпускать ее, ни искать точек соприкосновения.
Сжатой ладонью не помочь подняться тому, кого сбили на пол. Ею нельзя сделать приглашающий жест, чтобы усталый человек присел.
Только открытой ладонью можно поприветствовать друга или с любовью помахать на прощание.
Открытая ладонь с разжатыми пальцами — символ взаимосвязи и приглашения. Это буквально протянутая с любовью рука помощи. Она ничего не просит взамен, но объединяет двух людей в их обоюдном и взаимосвязанном прогрессе. Неся тяжелый груз, полезно иметь поддержку. Соединяясь, руки делают легче даже самую трудную работу, а открытая ладонь — это всегда предложение любви.
Из книги «Искусство маленьких шагов».