Самый частый объект, с которым художнику-комиксисту приходится работать, — это человеческое тело. Если удачно его изобразить, автор может донести до читателей свои идеи. Но как это сделать? Вот несколько подсказок от Уилла Айснера из нашей новинки «Комикс и последовательное искусство».
Комикс и последовательное искусство
Тело
Поза — это момент движения, выбранный из последовательности фаз единого действия. Выбор единственного движения, которое будет изображено, ограничен контекстом высказывания. Он должен четко передавать подразумевающееся значение, а читатель — признать его.
На рисунке ниже из процесса движения художнику нужно отобрать единственную позу, чтобы рассказать эпизод истории. Она должна сообщать о том, что было до и после изображенных событий. Что в результате застынет в кадре?
В примере из всей последовательности поз художник выбирает ту, что в центре. Она идеально подходит по той простой причине, что выхваченный момент одновременно дает представление о том, что было до (то есть как должно было двигаться тело, чтобы принять соответствующую позу) и что будет после.
Дальнейшие фазы так же несложно представить, и нет необходимости изображать их, если только следующий кадр не зависит от исхода движения.
Альтернативный выбор позы
Если, например, сюжет требует акцента на щите воина, как главной детали этого кадра, то наиболее подходящей будет финальная поза этого тридцатисекундного движения.
Рисунок ниже демонстрирует более сложное применение и использование жестов и поз, отобранных из промежуточных действий. Здесь попытка глубже познакомить читателя с персонажем, его образом жизни, произвести своего рода социологическое наблюдение.
Этот трехкадровый фрагмент состоит из серии действий, занимавших по времени час или даже больше. Выбор, или «захват», ключевых поз призван отобразить и прошедшее время, и эмоции. Все позы одинаково важны для повествования. Каждая подразумевает свой набор промежуточных движений, и зритель в состоянии додумать всю хореографию.
Лицо
Лицо, согласно чьему-то образному выражению, является «зеркалом души». Эта территория знакома практически всем. Коммуникативная роль лица заключается в отражении чувств. Благодаря комбинациям подвижных элементов на его поверхности мы способны читать чужие эмоции. Оно также выступает в роли своеобразного наречия, характеризующего позу или жесты тела.
В силу такой взаимосвязи художники нередко изображают одну лишь голову, чтобы донести смысл всей позы. Эта часть тела знакома читателю лучше всего. И, само собой, лицо также придает смысл произнесенным словам. По сравнению с телом движения лица менее интенсивны, но более доступны для считывания. Кроме того, эта часть тела обладает наибольшей индивидуальностью. Основываясь на чтении лиц, люди принимают повседневные решения, вверяют другим людям деньги, политическое будущее и личные отношения.
Посмотрите на пример: он демонстрирует мускульные реакции лица (гримасы), отражающие внутренние переживания. А — боль; болезненное усилие, колики в какой-то из частей тела. Б — дискомфорт в какой-то части тела. В — ощущение комфорта, распространяющееся по всему телу. Г — тело в состоянии готовности к какому-то движению, рывку, действию.
Из-за анатомических особенностей головы различия между ее позой и жестом менее очевидны. За исключением ушей и носа, поверхность лица всегда в движении. Брови, губы, челюсти, веки и щеки реагируют на сокращения мускулов, переключаемые эмоциональным коммутатором мозга.
На иллюстрации выше показано, как набор понятных всем выражений, или гримас, меняет смысл серии реплик. Это демонстрирует возможности использования мимики в качестве определенного словаря.
Как этому научиться?
«Чтение» поз и жестов — приобретенный навык, которым большинство людей владеют даже в большей степени, чем могут предположить. Он тесно связан с инстинктом выживания и развивается в человеке с самого детства. Одной лишь позой мы можем предупредить об опасности или признаться в любви.
Поэтому в комиксе художнику следует основываться на собственных наблюдениях и накопленном наборе подмеченных жестов, которые будут понятны читателю. В сущности, художник должен работать по «словарю» человеческой жестикуляции.
Взгляните на рисунок. Вы легко догадаетесь, которая из строчек передает радость, а где изображены удивление и неискренность
Мастерство (или, если угодно, наука) заключается в том, чтобы выбрать правильную позу или жест. В печати, в отличие от кино или театра, автор должен отказаться от сотни промежуточных жестов, чтобы выбрать один. Результат обязан передавать все нюансы, поддерживать диалог, раскрывать авторский замысел и выражать заложенную идею.
По материалам книги «Комикс и последовательное искусство»
Обложка поста и иллюстрации — из книги