Урсула Ле Гуин — одна из самых ярких и самобытных звезд на небосклоне американской научной фантастики и обладательница нескольких высших наград — «Хьюго», «Небьюла», «Локус».
В этой статье расскажем о ее руководстве по основам писательского ремесла, которое впервые вышло на русском языке. Книга «Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин» предназначена для писателей, которые хотят научиться создавать новые миры. Но будет интересна и увлеченным читателям, чтобы лучше понимать прочитанное.
Инструменты писателя
Подлежащее и сказуемое, прилагательное и наречие, настоящее и прошедшее время — писатель, который не знает свои рабочие инструменты, похож на плотника, не умеющего отличать молоток от отвертки. Урсула Ле Гуин подробно рассказывает о звучании нарративной прозы, голосе рассказчика и о том, что стоит включать в повествование, а что лучше оставить за бортом.
Более 20 лет назад Урсула Ле Гуин создала курс под названием «Парус для писателя». На его основе она написала эту книгу. — Источник
В каждой главе есть обсуждение темы и примеры использования разных приемов. А еще упражнения, которые можно выполнять в одиночку или в группе. Они помогут избежать ошибок, научиться управлять языковыми средствами и получать истинное наслаждение от писательства и игры в увлекательные словесные игры.
Не просто книга
Эта книга, по сути, рабочая тетрадь. Упражнения в ней разъясняют основные элементы повествования: как рассказывается история, что помогает ее движению, а что тормозит. Научившись различать эти элементы, вы сможете их использовать и оттачивать мастерство до тех пор, пока все не станет получаться бессознательно. Ведь цель любой практики — приобретение автоматического навыка.
Хорошо ли это звучит?
У каждого писателя и читателя есть внутренний слух. Обычно мы читаем молча, но многие обладают развитым «мысленным слухом» и «слышат» прочитанные слова.
Скучное, прерывистое, нудное, невнятное повествование — причиной этих недостатков текста является плохое звучание. Но проза также может быть живой, динамичной, журчащей, сильной, красивой — все это качества хорошо звучащего текста, который мы читаем с наслаждением.
Как редактировать текст
Нельзя доверять своим суждениям по поводу недавно написанного текста. Чтобы все его изъяны и достоинства стали очевидны, необходимо взглянуть на него спустя некоторое время, день-два как минимум.
Обращайте внимание на все, что кажется громоздким, некрасивым, нечетким, лишним, назидательным, небрежным; на все, что противоречит ритму и «не звучит». Отмечайте удачные моменты, смакуйте их и пробуйте написать еще лучше.
Темы, сюжеты и примеры из практики
В каждом тематическом разделе Урсула Ле Гуин предлагает темы для обдумывания, а в большинстве упражнений дает темы и сюжеты. Они будут очень кстати, если вам не хочется каждый раз изобретать целую вселенную лишь для того, чтобы потренироваться.
Писательский навык позволяет писать, о чем захотите. Но он также может навести на мысль, о чем писать. Без ремесла не бывает искусства. — Источник
Почти в каждой главе есть примеры использования различных техник. Прочитайте их вслух. Эти примеры нужны не для того, чтобы вы сделали точно так же, а для того, чтобы продемонстрировать разные способы решения одной задачи.
Что еще
Урсула Ле Гуин учит видеть и чувствовать определенные элементы прозаического письма и типы повествования, различать эти элементы, чтобы эффективно их использовать. Вы научитесь слышать текст, чувствовать его и применять нужные приемы в зависимости от контекста.
В книге вы найдете следующие темы:
- Звучание языка
- Пунктуация, синтаксис, повествовательное предложение, абзац
- Ритм и повторы
- Голос рассказчика и режим повествования
- Концентрация, перепрыгивание, фокус и контроль
Сделать что-то хорошо можно, лишь отдавшись делу полностью, слившись с ним в одно целое, следуя зову души. Иногда этому учатся всю жизнь, но, поверьте, дело того стоит.
По материалам книги «Парус для писателя от Урсулы Ле Гуин»
Обложка статьи отсюда.