Женщины занимались творчеством с древности, но на протяжении долгих веков их игнорировали, исключали, практически вычеркивали из истории искусства. Им запрещалось поступать в художественные академии и участвовать в выставках. Главной задачей считалось выйти замуж. Ну или стать монахиней.
Книга историка-искусствоведа Сьюзи Ходж восстанавливает справедливость. Здесь 60 ключевых произведений, яркие и сильные личности, сломанные судьбы и забытые имена.
Фрида Кало и Мэри Кэссетт, Наталья Гончарова и Марина Абрамович, Яёи Кусама и Линь Цзинцзин. Картины, скульптуры, инсталляции и перформансы художниц всего мира — в контексте истории искусства.
Главные женщины в истории искусства
Почему женщины?
Скорее всего, в доисторические времена многими художниками были женщины (есть даже свидетельства — отпечатки женских рук), однако в целом женщин от искусства редко признавали.
Одна из основательниц британского поп-арта и единственная его представительница среди женщин Полин Боти считалась пионером феминизма 1970-х
Кроме того, после замужества женщины по традиции меняли фамилию и — в большинстве своем — не работали. А если работали, то их заслуги зачастую приписывались более известным коллегам-мужчинам. Несмотря на все трудности, многие женщины все же становились художницами, но не получали такого же признания, как художники-мужчины.
Эта книга историка-искусствоведа Сьюзи Ходж дает полное представление о достижениях женщин-художников: от стремления к равенству с мужчинами до важного вклада в художественные движения. Вы узнаете о забытых художниц, которых теперь открывают заново. И рассмотрите их важные работы — в контексте всей истории искусства.
Одна из первых
Согласно древнегреческой мифологии живопись изобрела девушка: она обвела контур тени своего возлюбленного на стене, прежде чем он ушел на войну. В последующие столетия некоторым женщинам удалось добиться признания, но мало кого оценивали наравне с мужчинами.
Софонисба Ангвиссола стала одной из первых художниц, завоевавших мировую славу. Несколько художниц из Болоньи, включая Лавинию Фонтану, также добились уважения и почти равного с мужчинами положения. Но большинству пришлось творить под вымышленными именами.
Автопортрет у мольберта, Софонисба Ангвиссола. Холст, масло. Музей в Ланьцутском замке, Польша
Кому-то не досталось и толики признания: одни работали в тени живописцев-мужчин, других и вовсе вычеркнули из истории после смерти, заменив их подписи на картинах подписями художников-мужчин.
Не Кандинский, а Хильма
Несмотря на убеждение, что первопроходцем в абстрактной живописи был Василий Кандинский, сейчас общепризнанно, что Хильма аф Клинт писала в этой манере уже в 1906 году, за пять лет до Кандинского.
Однако Клинт не выставляла свои работы и настояла на том, чтобы мир не увидел их еще 20 лет после ее смерти, а потому о ее творчестве мало что было известно до второй половины XX века.
Десять самых больших, № 2, детство, группа IV. Хильма аф Клинт, холст, бумага, темпера. Фонд Хильмы аф Клинт, Стокгольм, Швеция
Получив признание как портретист и автор пейзажей, Клинт работала рисовальщицей в ветеринарном институте, а также создавала детализированные ботанические иллюстрации. Подобно Кандинскому и Питу Мондриану, ее захватила теософия — духовное и философское движение, основанное Еленой Блаватской.
Многие художницы вслед за Клинт стали представлять произведения абстрактного искусства — от живописи и скульптуры до инсталляций и концептуальных проектов.
Суфражистка русской живописи
Наталья Гончарова — невероятно успешная художница, писательница, иллюстратор, сценограф. Она первая женщина и первая художница-авангардистка, чья ретроспективная выставка прошла в московской галерее, — тогда Гончаровой было всего 32 года.
Ее называли суфражисткой русской живописи. Она стала одной из первых художниц, которую в мире искусства принимали всерьез.
Особое признание Гончарова получила за футуристские полотна и вклад в создание лучизма — художественного стиля, основанного на деконструкции лучей света.
Наталья Гончарова. Холст, масло. Государственный русский музей, Санкт-петербург, Россия
Видя ее успех, другие художницы, особенно в послереволюционной России, начали пользоваться открывшимися возможностями и работали бок о бок с мужчинами как равные — впервые за всю историю.
А еще?
Книга «Главные женщины в истории искусства» подает информацию максимально объективно. Она раскрывает связи между различными периодами, художницами и стилями и дает полное представление о достижениях женщин-художников.
Сюзанна Валадон начинала как натурщица, но вскоре сама стала художницей. Автопортрет Сюзанны намеренно противоречит представлениям мужчин об идеальной женщине
Фиксируя факты, автор показывает, какой была жизнь наших предшественниц и как изменился мир. И эти перемены, признаемся, к лучшему.
По материалам книги «Главные женщины в истории искусства»
Обложка: Единственная блондинка в мире. Полин Боти. 1963. Холст, масло. 127 × 158 см. Частная коллекция
P.S.: Самое важное о культуре и искусстве — в нашей рассылке. Рассказываем про книги, которые расширяют кругозор и позволяют посмотреть на любую эпоху через призму современности.