Если «отматывать» Вселенную ближе и ближе к Большому взрыву, наша космическая картина размывается все сильнее. По этой причине невозможно с уверенностью утверждать что-то про «самое начало»: концепция может оказаться ошибочной или даже бессмысленной. Однако философ и богослов Аврелий Августин почти 1600(!) лет назад сделал предположения о природе времени, которые совпадают со взглядами многих современных ученых. Публикуем фрагмент об этом из книги «Основы реальности».
Что было в начале?
В своей «Исповеди» Аврелий Августин сделал блестящее предположение, и, как считает автор книги, нобелевский лауреат Фрэнк Вильчек, он был на правильном пути.
Прихожанин спросил Августина: «Что делал Бог, перед тем как сотворил Вселенную?» Августин пишет, что первым побуждением его было ответить: «Готовил ад для людей, задающих слишком много вопросов».
Но он очень уважал прихожанина, себя и Бога, чтобы такое сказать. Так что он серьезно задумался и помолился об ответе: вопрос мучил и его самого. В результате Августин серьезно углубился в размышления о природе времени и сделал вывод, очень похожий на современную концепцию, — придя к заключению, что время — это то, что измеряют часы, — ни больше ни меньше.
Так родился и ответ на вопрос прихожанина. Августин рассудил, что, пока Бог не сотворил мир, не было и часов — а следовательно, не было ни самого времени, ни понятия «раньше». Таким образом, вопрос «Что произошло до того, как Бог создал Вселенную?», если вдуматься, лишен смысла.
Суть ответа Августина сохраняется и при переводе на язык современной физической космологии. Ничто не предшествует зарождению Вселенной, потому что в этом контексте время — свойство, которое измеряют часы, — не имеет смысла.
Из книги «Основы реальности».