Творчество
Как стать редактором в медиа? Советы от Николая Кононова
27 октября 1 362 просмотра
Творчество
Как стать редактором в медиа? Советы от Николая Кононова
27 октября 1 362 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Журналист и писатель Николай Кононов рассказывает про все аспекты работы редактора современного онлайн-медиа — в книге «Я, редактор». От сбора материала и редактуры текста до выстраивания отношений с авторами, ньюсмейкерами, читателями и владельцами издания.

Выбрали отрывок из книги Кононова — о том, что надо знать тем, кто хочет строить карьеру в медиа.



Я, редактор

Что необходимо знать, если строишь карьеру в медиа


Источник

За двадцать лет работы в медиа я убедился: хорошие редакторы получаются из хороших авторов. Исключения встречаются чрезвычайно редко. Особенно если речь идёт о журналистике, а не о производстве контента, которое не предполагает работы в поле. Что может посоветовать военному корреспонденту редактор, который ни разу не освещал вооружённые конфликты? Чем может быть полезен очеркисту, столкнувшемуся в незнакомых для себя реалиях с резким поворотом темы, редактор, который не был в такой ситуации? Ничего. Ничем. Разве что психологической поддержкой. И это наблюдение касается почти всех тематик.

Редактор — работа нервная, стрессогенная, монотонная и часто приводящая к неочевидному результату.

Заниматься ей следует только в том случае, если вы:

  • очень хотите помогать людям улучшать результаты их труда;
  • не имеете аллергии на педагогику, а также постоянную коммуникацию параллельно с несколькими абонентами;
  • не боитесь конфликтов;
  • азартно спорите, но получаете кайф, когда результатом становится достижение истины, а не эффектная победа над соперником;
  • любопытны и не до конца разочарованы в человечестве и плодах его деятельности.

Тематические и нежурналистские медиа


Источник

Нельзя не упомянуть, что для независимых медиа настали трудные времена. В политическом климате 2021 года, когда за каждое резкое высказывание, острое расследование, публицистический текст автору можно пришить статью за экстремизм или какую-нибудь ещё, работать журналистом крайне трудно. Именно поэтому всё больше редакторов ищут себе применение вне общественно-политических изданий — в тематических или вообще нежурналистских медиа.

  • Сплошь и рядом бывшие журналисты следуют своим увлечениям и хобби и запускают бренд-медиа, такие как «Тинькофф-журнал», «Сравни.ру», «Дело», «Сила ветра» (или вливаются в их состав).
  • Другая точка приложения сил — интернет-компании, которые создают свои медиавертикали, надеясь, что контент-маркетинг задержит посетителей на их сайтах и в приложениях как можно дольше и повысит шансы на превращение этих посетителей в покупателей. Примеры таких вертикалей можно увидеть на сайтах Auto.ru, Avito.ru, Mail.ru.
  • Редакторы также нужны в образовательных и просветительских проектах вроде «Яндекс.Кью», SkyEng, «Нетологии».
  • Ещё одно поле деятельности — UX-копирайтинг, то есть работа над текстами интерфейсов разных сервисов, их чатов и иных сред коммуникации с пользователями.

Что необходимо читать журналисту


Источник

Редактор может сколько угодно объяснять автору, как искать и перепридумывать тему, на что обращать внимание и какие повороты мысли в принципе имеют право на существование. Но если автор не начитывается — пусть постепенно — классными текстами, то его профессиональное чутье может долго буксовать.

Что читать? Не что, а кого. Изданий, в которых все тексты были бы исполнены блестяще, нет. Имеет смысл следить за отдельными журналистами, пишущими статьи, расследования, очерки — но не колонки, которые отдельный жанр. Это всё журналисты: из русскоязычных — Иван Голунов, Елена Костюченко, Александр Черных, Елена Милашина; из иноязычных — Жанна-Мари Ласкас, Джошуа Яффа, Адам Гопник, Колсон Уайтхед. Список можно продолжать и уточнять, но для начала достаточно прочитать очерки и расследования, принадлежащие этим авторам.

Кроме этого, читать нужно книги.

Нон-фикшн — самый разный, от нарративного (например, «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте) до шедевров объясняющей журналистики (практически все книги Малкольма Гладуэлла). Здесь критически важно знать — а если не знаете, выучить так, чтобы бегло читать, — английский язык. Безусловно, на русский переводят всё больше бестселлеров и других заслуживающих внимания книг, но всё равно огромное количество журналистского нон-фикшна остается вне профессиональной дискуссии из-за языкового барьера. Полезно также раз в год читать тексты победителей, а лучше и кандидатов из шорт-листа Пулитцеровской премии — это улучшит ваш вкус. Если же вы, например, читаете по-немецки, то развить ваши представления о хорошем тексте помогут тексты на Reportagen.com.

Абсолютно объективный список, уравновешенный с точки зрения жанров и тем, составить трудно. Каждый журналист сам его формирует, исходя из актуальных предпочтений. Главное для редактора — делиться с авторами ссылками и разбирать удачные и неудачные тексты коллег. Последнее всякая редакция делает с особым удовольствием.

Как придумать тему и помочь её спроектировать


Источник

Простой ответ такой: тема должна быть важной, любопытной и неожиданной. Но сложность в том, что все три компонента должны присутствовать одновременно — иначе конструкция в подавляющем большинстве случаев не работает. И вот почему.

Критерий важности первичен, так как если то, о чём мы собираемся написать, никому не важно, то никто и не кликнет на ссылку. Важный — значит волнующий прямо сейчас многих людей, злободневный вопрос, пока не раскрытый другими медиа сколько-нибудь исчерпывающе. Ключевое слово — «многих». Даже если вы редактируете журнал для специалистов по пожарной безопасности, фокусировка темы всё равно может оказаться слишком узкой или слишком широкой. Кроме опыта осмысления прочитанного и наблюдения за реакцией аудитории на схожие статьи у вас есть помощники: сервисы статистики поисковых запросов Google Trends и Wordstat.Yandex.ru.

Лучший способ доказать необходимость вашего издания — отбирать для публикации только важное, чтобы читатель не терял времени зря.

И тут в дело вступает третий фактор — неожиданность. Это может быть неожиданная формулировка темы в виде вопроса или утверждения. Или взгляд на проблему с другой стороны. Или расследование, касающееся чего-то такого, о чём публика просто не знает. Когда-то мы не знали, что Илон Маск намерен собирать электромобиль, а у станции Шиес будет открыт полигон, куда предполагается возить мусорные отходы из Москвы

По материалам книги «Я, редактор»
Обложка: pexels

Рубрика
Творчество

Похожие статьи