Встречайте: долгожданное продолжение серии «Главное в истории…» — теперь о роли женщин в искусстве. Фрида Кало и Мэри Кэссетт, Наталья Гончарова и Марина Абрамович, Яёи Кусама и Линь Цзинцзин — в книге представлены картины, скульптуры, инсталляции и перформансы художниц всего мира.
Выбрали пять любопытных фактов из книги — о воспевании женщин и их борьбе за равенство. Делимся с вами.
Главные женщины в истории искусства
Борьба за равенство
Согласно древнегреческой мифологии живопись изобрела девушка: она обвела контур тени своего возлюбленного на стене, прежде чем он ушел на войну. В последующие столетия некоторым женщинам удалось добиться признания, но мало кого оценивали наравне с мужчинами.
Автопортрет у мольберта, Софонисба Ангвиссола. холст, масло • 66 × 57 см, Музей в ланьцутском замке, Польша
Софонисба Ангвиссола стала одной из первых художниц, завоевавших мировую славу, хотя она и не происходила из семьи живописцев, что обычно помогало женщинам войти в мир искусства. Несколько художниц из Болоньи, включая Лавинию Фонтану, также добились уважения и почти равного с мужчинами положения. Но большинству пришлось творить под вымышленными именами. Кому-то не досталось и толики признания: одни работали в тени живописцев-мужчин, других и вовсе вычеркнули из истории после смерти, заменив их подписи на картинах подписями художников-мужчин.
В конце XX века и в XXI веке многие женщины обратились к непривычным материалам и создавали новые формы искусства, благодаря чему их творчество стали рассматривать независимо от творчества мужчин.
Главное
Одна из примерно сорока художниц эпохи итальянского Возрождения Проперция деи Росси была также среди первых женщин-скульпторов во времена, когда скульптура считалась прерогативой мужчин. Кроме того, она стала одной среди всего четырех женщин, упомянутых в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари. Высеченный орнамент — единственная работа деи Росси с подтвержденным авторством. Этот рельеф украшает собор Сан-Петронио в Болонье.
Иосиф и жена Потифара. Проперция деи Росси. Ок. 1520. Мрамор. 54,5 × 59 см. Музей Сан-Петронио, Болонья, Италия
Борьба с объективацией женщины
Guerrilla Girls («Партизанки») впервые заявили о себе в 1985 году. Они защищали не только художниц, но и всех женщин, имеющих отношение к искусству, включая тех, кто управлял музеями и покупал предметы искусства. Среди них Лилли Блисс, Мэри Куинн Салливан и Эбби Олдрич Рокфеллер, которая в 1929 году стала сооснователем нью-йоркского Музея современного искусства.
Автопортрет в образе аллегории живописи, Артемизия Джентилески: холст, масло • 98,6 × 75,2 см. Королевская коллекция, Лондон, Великобритания
Guerrilla Girls наделали много шума своим сатирическим плакатом «Должны ли женщины обнажаться, чтобы попасть в Метрополитен-музей?» 1989 года. Однако у них были предшественницы: на протяжении всей истории немало художниц стремились уничтожить привычку мужчин объективировать женщину. Артемизия Джентилески, например, в 1610 году интерпретировала известный барочный сюжет «Сусанна и старцы» в манере, противоречащей традиционной версии художников-мужчин. Сусанна в глазах Джентилески лишена идеализации, она чувствует себя неуютно под взглядами двух мужчин, заставших ее во время купания. Многие другие художницы (в том числе Элизабетта Сирани, Эмили Карр, Леонора Каррингтон, Барбара Крюгер и Дженни Савиль) создали сильные визуальные образы, которые отвергают идею восприятия женщины как объекта и помогают пересмотреть общепринятые взгляды.
Главное
Столетиями предметы искусства оценивались по мужским стандартам. Услышать, что работа «сделана по-мужски», означало получить комплимент. Женщин, стремившихся найти себя в творчестве, называли неженственными (что считалось оскорблением). Несмотря на это, Софонисба Ангвиссола стала знаменитой, а все ее творчество отрицало идею изображения женщины как объекта.
Портрет дамы. Софонисба Ангвиссола. Ок.1540—1626. Бумага, пастель. 18,4 × 12,4 см. Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды
Воспевание женщины
В попытках исправить многовековую несправедливость в отношении того, как мужчины изображали женщин, многие художницы воспевали женский образ. Примерами служат
«Автопортрет у мольберта» Софонисбы Ангвиссолы и «Тимоклея, сталкивающая в колодец своего насильника» Элизабетты Сирани.
Тимоклея, сталкивающая в колодец своего насильника, Элизабетта Сирани: холст, масло • 227 × 177 см. Музей каподимонте, Неаполь, Италия
Со временем все больше художниц открыто изображали себя и других представительниц своего пола с позиции силы, разрушая шаблонное восприятие женщины как объекта или домохозяйки. Яркие примеры — «Любовное зелье» Эвелин де Морган и «Мать и сестра художницы» Берты Моризо. Во второй половине XX века такие художницы, как Лора Найт, Ана Мендьета, Синди Шерман и Джуди Чикаго, разнообразными и часто неожиданными способами исследовали, что значит быть женщиной в мире, где правят мужчины. В пример можно привести и «Автопортрет обнаженной» Лоры Найт, и «Без названия (Автопортрет с кровью)» Мендьеты, и «Званый ужин» Чикаго, и «Кадр из фильма № 21, без названия» Синди Шерман. Несмотря на значительные различия, каждая работа изображает женщину беззастенчиво и откровенно.
Главное
Не всякий способ чествовать женщину агрессивен и дерзок. На картине «Кормилица» Маргерит Жерар запечатлена женщина, кормящая грудью ребенка. Обнаженная грудь изображена без тени сентиментальности или непристойности. Жерар просто фиксирует наблюдения и, как и в случае с другими своими полотнами, работает в рамках тем, актуальных для своих современниц.
Кормилица. Маргерит Жерар. Ок. 1802. Дерево, масло. 59,7 × 48,6 см. Частная коллекция
Женская точка зрения
Искусство субъективно. Неважно, думает ли мужчина-художник о своей дочери, жене, матери, любовнице, подруге или богине, когда рисует женщину, — картина, естественно, будет проникнута субъективным видением. Многие художницы, что тоже естественно, стремились исправить это, изображая женщин — себя или других — с женской точки зрения.
Артемизия Джентилески, писавшая сильных, независимых женщин, на картине «Эсфирь перед Артаксерксом» наделила свою героиню не только красотой, но и умом. В 1903 году Кете Кольвиц написала «Бунт», где яростная революционерка вела за собой армию крестьян. Коридор Вазари во Флоренции украшают два автопортрета Элизабет Шаплен. На одном из них — «Автопортрете с зеленым зонтом» — художница изобразила себя 17-летнюю в объективной манере. Без лести и лишней повествовательности она передала цвета и формы, которые видела.
Три девушки. Амрита Шер-гил: холст, масло • 92,8 × 66,5 см. Национальная галерея современного искусства, Нью-дели, Индия
Амрита Шер-Гил в полотне «Три девушки» соединила своеобразный красочный стиль с психологией, передав ощущение от скрытых мыслей, терзающих героинь. «План» Дженни Савиль по части объективности идет еще дальше и показывает женское тело в виде контурной карты. Перед лицом зрителя оказывается тело, которое намеренно не соответствует традиционному идеализированному образу.
Главное
Хотя в христианских странах сюжет Мадонны с младенцем популярен среди художников-мужчин, надо полагать, что художницы способны глубже осмыслить тему в силу собственного опыта или природного инстинкта. Мать и дитя — одна из немногих тем, которые художницы могли использовать в своем творчестве в те времена, когда Мэри Кэссетт написала эту картину.
Мать и дитя. Мэри Кэссетт. Ок.1905. Холст, масло. 92,1 × 73,7 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Абстрактное искусство
Несмотря на распространенное убеждение, что первопроходцем в абстрактной живописи был Василий Кандинский, сейчас общепризнанно, что Хильма аф Клинт писала в этой манере уже в 1906 году, за пять лет до Кандинского.
Получив признание как портретист и автор пейзажей, Клинт работала рисовальщицей в ветеринарном институте, а также создавала детализированные ботанические иллюстрации. Подобно Кандинскому и Питу Мондриану, ее захватила теософия — духовное и философское движение, основанное Еленой Блаватской; к тому же это было первое в Европе религиозное движение, не ущемлявшее женщин. Многие художницы вслед за Клинт стали представлять разнообразные произведения абстрактного искусства — от живописи и скульптуры до инсталляций и концептуальных проектов. Среди представителей стиля — абстрактные экспрессионисты Ли Краснер, Агнес Мартин и Хелен Франкенталер, а также художница оп-арта Бриджет Райли.
Семья человека, Барбара Хепуорт: бронза • разная высота, наибольшая — 276,9 см. Художественный комплекс Snape Maltings, Саффолк, Великобритания
Используя лишь краски в начале творческого пути, Яёи Кусама принялась экспериментировать с абстрактными работами в разных техниках с повторяющимися мотивами. Луиза Невельсон создавала уличные скульптуры и новые для своего времени монументальные монохромные настенные конструкции из дерева. Ева Гессе занималась абстрактной живописью, скульптурой и инсталляциями, а Барбара Хепуорт специализировалась на биоморфных скульптурах, точно возникающих из окружающего пространства.
Главное
Хильме аф Клинт было 17 лет, когда она попала на свой первый спиритический сеанс. В 1905 году она заявила, что слышала голос, который сказал ей: «Ты здесь, чтобы провозгласить новую философию жизни, а сама ты станешь частью нового царства. Твои старания принесут плоды». Между ноябрем 1906-го и мартом 1907-го она написала серию маленьких абстрактных картин под названием «Первобытный хаос».
Десять самых больших, № 7, зрелость, группа IV. Хильма аф Клинт. 1 907. Бумага на холсте, темпера. 315 × 235 см. Фонд Хильмы аф Клинт, Стокгольм, Швеция
По материалам книги «Главные женщины в истории искусства»
Обложка: pexels