Саморазвитие
Мудрость викингов и дизайн-саботаж: 10 стратагем мышления
6 октября 1 853 просмотра
Саморазвитие
Мудрость викингов и дизайн-саботаж: 10 стратагем мышления
6 октября 1 853 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

«Он умеет искривлять пространство реальности, заставляя людей верить в то, чего пока еще нет, — и действовать…»

Так один из учеников отозвался об авторе новинки «Мышление как инструмент» Дмитрии Карпове — инструкторе по креативному развитию.

В книге — полтысячи страниц! 10 стратагем для решения любой проблемы. Сотни упражнений. Иллюстрации и схемы. Аллюзии к трудам Гегеля, Канта, Юнга, Выготского, Адлера и других философов, психологов, ученых. Готовы примерить на себя архетип Феникса?


Мышление как инструмент

Что в книге?

Вся книга — глубочайшее исследование природы нашего ума. Каждая из 538 страниц. Вы прочтете о многом:

  • Путник, поэт, пахарь, плут, пес: в чем польза архетипов
  • 10 принципов для тех, у кого душа просит смысла в жизни
  • Зачем нужен дизайн-саботаж
  • Марафон в 30+ шагов к счастью
  • Карта эмпатии
  • Аналоги, копии и похожие на нас попутчики
  • 5 правил лидера-наставника
  • Как найти свое призвание
  • Творческое мышление в воспитании детей

Авторский метод Карпова — соединение дизайн-мышления и нарратива. Все для того, чтобы каждый мог создать дизайн собственного счастья. Ведь, как пишет Дмитрий, счастье — это когда ты его лепишь из того, что есть. А не из того, что будет. Своим трудом и своей волей:

«Полюбите сложные задачи, неприятные дела, научитесь делать вынужденное — и это будет самым ценным на вашем пути к собственной роли, счастью».

Что такое стратагема

Стратагема — это кусочек общего сценария, где мы размышляем о пространстве решаемой задачи с разными условиями. И делаем это через образы. Стратагемы типичны и объединены в последовательность. Их десять: «Зов», «Путешествие», «Наставник», «Схватка».

Возьмем стратагему «Герой». Любой наш проект может проходить те же этапы, что и герои античных мифов или персонажи книг. Подумайте о своем проекте как об одиноком герое, вышедшем на бой против чудовища, чтобы освободиться, добыть славу, найти клад — и обнаружите неочевидное.

Или стратагема «Пространство. Точка отсчета». Ее цель — обозначить границы проблемы. Что делать? Есть много вариантов, каждый из которых подробно рассматривается в книге. Например:

— Создать карту проекта — с изображением себя, проблемных зон и взаимосвязей.

— Описать пространство знаний — перечислить, какие данные у вас уже есть, чего не хватает и где это взять.

— Начертить шкалу проблемы — отметить на временной шкале сроки, ресурсы, предполагаемые результаты.

Образы нужны, чтобы мозг нашел подобное в прошлом опыте и через это подошел к решению проблемы. В каждом из нас тысячи образов для разных ситуаций. Именно они определяют, как мы мыслим и как поступаем.

Режим антагониста

Для того чтобы творчески решать задачи, надо видеть больше. В этом поможет стратагема антагониста.

В 1830 году Пушкин был вынужден три месяца просидеть в семейном поместье — вести замкнутую жизнь в безделье и однообразии: он словно встретил своего антагониста. Помните, к чему это привело? Болдинская осень стала самым продуктивным периодом в его творчестве.

Вы тоже так можете. Проведите один день в несвойственном вам режиме. Переверните все вверх тормашками. Все, что движется, пусть будет статичным — и наоборот. Начертите схему вашего проекта со взаимосвязями на бумаге — и разорвите ее на кусочки, а затем соедините в случайном порядке и посмотрите, что вышло.

Стратагема антагониста поможет увидеть плюсы и минусы привычных методов, заметить то, чего вы раньше не замечали.

Мыслю как викинг

Герои живут в каждом из нас — нужно лишь уметь вытащить их наружу. Вспомните трех скандинавских богов. Один — мудрый и рациональный традиционалист. Тор — прямолинейный, честный и амбициозный. Локи — умный, хитрый и коварный. А затем подумайте, как они решили бы вашу проблему.

Допустим, вам нужны сильные кадры. Тогда концепция «Один» — это оставить все как есть, но предложить сотрудникам развиваться. «Тор» — больше рассказывать о проектах вовне, чтобы шел поток стажеров. «Локи» — провести конкурс, чтобы лучшие боролись за то, чтобы работать у вас.

Парк монстров

Нарисуйте абстрактные каракули, думая о профессиональных и личных недостатках, которые мешают вам в работе. Создайте свой парк монстров, пририсовав к каракулям любые конечности. У каждой лапки, зубастой пасти, щупальца и хвоста запишите по одному вашему недостатку.

Посмотрите на общую картину и подумайте: что вам стоит в себе контролировать, а к чему нужно отнестись с пониманием, любовью и использовать на пользу делу.


Вот что получилось у автора

Идеи, словно легкие, прозрачные мотыльки, летят на свет понимания ситуации. Когда вам ясно видно пространство проблемы, темнота непонимания отступает — вы вспыхиваете знанием «где нужно искать».

Лучшее, что мы можем сделать, — принять сложность как часть жизни, как часть своего естественного движения к цели. С такого ракурса проблемы выглядят как зов, каждый шаг к решению — как открытие, шедевр, произведение. А мы сами становимся героями.

По материалам книги «Мышление как инструмент»

P.S. Хотите стать лучшей версией себя, прожить жизнь, полную смысла и получать хорошие скидки на лучшие книги МИФа? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем самые полезные отрывки из книг, советы и лайфхаки — и отправляем вам. В первом письме — подарок.

Похожие статьи