Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Мудрость викингов и дизайн-саботаж: 10 стратагем мышления
6 октября 2021 3 408 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

«Он умеет искривлять пространство реальности, заставляя людей верить в то, чего пока еще нет, — и действовать…»

Так один из учеников отозвался об авторе новинки «Мышление как инструмент» Дмитрии Карпове — инструкторе по креативному развитию.

В книге — полтысячи страниц! 10 стратагем для решения любой проблемы. Сотни упражнений. Иллюстрации и схемы. Аллюзии к трудам Гегеля, Канта, Юнга, Выготского, Адлера и других философов, психологов, ученых. Готовы примерить на себя архетип Феникса?


Мышление как инструмент

Что в книге?

Вся книга — глубочайшее исследование природы нашего ума. Каждая из 538 страниц. Вы прочтете о многом:

  • Путник, поэт, пахарь, плут, пес: в чем польза архетипов
  • 10 принципов для тех, у кого душа просит смысла в жизни
  • Зачем нужен дизайн-саботаж
  • Марафон в 30+ шагов к счастью
  • Карта эмпатии
  • Аналоги, копии и похожие на нас попутчики
  • 5 правил лидера-наставника
  • Как найти свое призвание
  • Творческое мышление в воспитании детей

Авторский метод Карпова — соединение дизайн-мышления и нарратива. Все для того, чтобы каждый мог создать дизайн собственного счастья. Ведь, как пишет Дмитрий, счастье — это когда ты его лепишь из того, что есть. А не из того, что будет. Своим трудом и своей волей:

«Полюбите сложные задачи, неприятные дела, научитесь делать вынужденное — и это будет самым ценным на вашем пути к собственной роли, счастью».

Что такое стратагема

Стратагема — это кусочек общего сценария, где мы размышляем о пространстве решаемой задачи с разными условиями. И делаем это через образы. Стратагемы типичны и объединены в последовательность. Их десять: «Зов», «Путешествие», «Наставник», «Схватка».

Возьмем стратагему «Герой». Любой наш проект может проходить те же этапы, что и герои античных мифов или персонажи книг. Подумайте о своем проекте как об одиноком герое, вышедшем на бой против чудовища, чтобы освободиться, добыть славу, найти клад — и обнаружите неочевидное.

Или стратагема «Пространство. Точка отсчета». Ее цель — обозначить границы проблемы. Что делать? Есть много вариантов, каждый из которых подробно рассматривается в книге. Например:

— Создать карту проекта — с изображением себя, проблемных зон и взаимосвязей.

— Описать пространство знаний — перечислить, какие данные у вас уже есть, чего не хватает и где это взять.

— Начертить шкалу проблемы — отметить на временной шкале сроки, ресурсы, предполагаемые результаты.

Образы нужны, чтобы мозг нашел подобное в прошлом опыте и через это подошел к решению проблемы. В каждом из нас тысячи образов для разных ситуаций. Именно они определяют, как мы мыслим и как поступаем.

Режим антагониста

Для того чтобы творчески решать задачи, надо видеть больше. В этом поможет стратагема антагониста.

В 1830 году Пушкин был вынужден три месяца просидеть в семейном поместье — вести замкнутую жизнь в безделье и однообразии: он словно встретил своего антагониста. Помните, к чему это привело? Болдинская осень стала самым продуктивным периодом в его творчестве.

Вы тоже так можете. Проведите один день в несвойственном вам режиме. Переверните все вверх тормашками. Все, что движется, пусть будет статичным — и наоборот. Начертите схему вашего проекта со взаимосвязями на бумаге — и разорвите ее на кусочки, а затем соедините в случайном порядке и посмотрите, что вышло.

Стратагема антагониста поможет увидеть плюсы и минусы привычных методов, заметить то, чего вы раньше не замечали.

Мыслю как викинг

Герои живут в каждом из нас — нужно лишь уметь вытащить их наружу. Вспомните трех скандинавских богов. Один — мудрый и рациональный традиционалист. Тор — прямолинейный, честный и амбициозный. Локи — умный, хитрый и коварный. А затем подумайте, как они решили бы вашу проблему.

Допустим, вам нужны сильные кадры. Тогда концепция «Один» — это оставить все как есть, но предложить сотрудникам развиваться. «Тор» — больше рассказывать о проектах вовне, чтобы шел поток стажеров. «Локи» — провести конкурс, чтобы лучшие боролись за то, чтобы работать у вас.

Парк монстров

Нарисуйте абстрактные каракули, думая о профессиональных и личных недостатках, которые мешают вам в работе. Создайте свой парк монстров, пририсовав к каракулям любые конечности. У каждой лапки, зубастой пасти, щупальца и хвоста запишите по одному вашему недостатку.

Посмотрите на общую картину и подумайте: что вам стоит в себе контролировать, а к чему нужно отнестись с пониманием, любовью и использовать на пользу делу.


Вот что получилось у автора

Идеи, словно легкие, прозрачные мотыльки, летят на свет понимания ситуации. Когда вам ясно видно пространство проблемы, темнота непонимания отступает — вы вспыхиваете знанием «где нужно искать».

Лучшее, что мы можем сделать, — принять сложность как часть жизни, как часть своего естественного движения к цели. С такого ракурса проблемы выглядят как зов, каждый шаг к решению — как открытие, шедевр, произведение. А мы сами становимся героями.

По материалам книги «Мышление как инструмент»

P.S. Хотите стать лучшей версией себя, прожить жизнь, полную смысла и получать хорошие скидки на лучшие книги МИФа? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем самые полезные отрывки из книг, советы и лайфхаки — и отправляем вам. В первом письме — подарок.

Похожие статьи