Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Пакетное предложение. Почему мы в МИФе используем пластиковые пакеты
28 сентября 2021 3 829 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

В 2019 году мы в МИФе запустили экопроект. И стали думать о том, как сделать упаковку и доставку наших книг более экологичной. Те, кто когда-нибудь был на нашей гаражной распродаже или покупал книги на любой из выставок, знает, что для их упаковки мы используем пластиковые пакеты. На первый взгляд — не самое экологичное решение. Но все не так просто. Сейчас расскажем.

Альтернативы

Нашей первой мыслью было полностью отказаться от пластиковых пакетов, заменив их более экологичными альтернативами. Вот какие варианты мы рассматривали.

Бумажные пакеты

Бумажные пакеты проще сдать на переработку. Но при их производстве в атмосферу попадает на 70% больше выбросов, чем при производстве пластиковых, а расход воды возрастает в 50 раз. Все это делает бумажные пакеты не лучшей альтернативой.

По-настоящему экологичный продукт должен быть не только безопасным для здоровья и изготовленным из натуральных материалов. Воздействие на окружающую среду при его производстве также должно быть минимальным.


Картинка наглядно иллюстрирует, сколько ресурсов уходит на производство разного рода пакетов. Источник

Выходом могли бы стать бумажные пакеты из вторсырья. Такие использует, например, ИКЕА. Однако найти компании, которые производили бы подобные пакеты целиком из вторсырья (а не просто добавляли его в небольшом объеме), оказалось не так просто. К тому же такие пакеты стоят дорого — а значит, нам пришлось бы автоматически повысить цены на всю продукцию.

Биоразлагаемые пакеты

С биоразлагаемыми пакетами дело обстоит еще сложнее. Многие из них безосновательно относят к экоупаковке.

Например, пакеты из оксоразлагаемого пластика — это, по сути, обычный полиэтилен со специальной добавкой, которая ускоряет его распад на микрочастицы пластиковой пыли. Большинство «биоразлагаемых» пакетов на российском рынке — именно такие. Они распадаются на те же кусочки микропластика, опасные для окружающей среды, и в то же время не подлежат переработке: один такой пакет может испортить всю партию вторичного сырья.


Биоразлагаемые пакеты на деле часто оказываются простым маркетинговым инструментом, так как для их полного разложения нужны специальные условия.

Существуют также компостируемые пакеты — например, из кукурузного крахмала. Но и здесь происходит подмена понятий: на деле этот материал содержит до 50% полипропилена, в результате чего он не способен к полному разложению. Или же для разложения таким пакетам нужны особые условия, которые невозможно создать на свалке: определенная температура, доступ кислорода и бактерий.

Пластиковые пакеты из вторсырья

Хорошей альтернативой могли бы стать пластиковые пакеты из вторсырья, но и у них есть недостатки. Например, уже через год их невозможно использовать в быту, так как начинается процесс разложения — пакеты рассыпаются в руках и выделяют неприятный запах.

«С пакетами из вторички следующая история: некоторые производители, говоря про использование вторичной гранулы при производстве пакетов, используют отходы собственного производства (обрезь, брак, вырубка). Это почти не влияет на прочность и другие свойства пакетов.

Также есть производители, которые добавляют „настоящую“ вторичку из собранного заготовителями сырья. Это делается для удешевления продукции.

И есть производители, которые делают пакеты полностью из вторички. Правда, не пакеты, а скорее мусорные мешки. Вы наверняка их видели: если посмотреть на свет, будут видны небольшие вкрапления. Пакеты из 100% вторички тоже можно произвести, но нужно быть готовым к тому, что у них будет своеобразный посторонний запах (не сильный, но ощутимый запах жженого пластика).

Плюс ко всему пакеты из вторички не такие прочные, как пакеты из первички. Но прочность также зависит от толщины пакета, а толщина в свою очередь влияет на стоимость. Чем толще пакет, тем он дороже», — комментирует Екатерина Добромыслова, сооснователь агентства по экологизации ExtraVirgin.

Пакеты, которые используем

Пакеты, в которых вы получаете наши книги сейчас, сделаны из ПВД, или полиэтилена высокого давления. Это самый дорогой и качественный вид полиэтилена. Он обозначается вот таким знаком:

Такой материал легко поддается переработке. Его можно сдать в обычные синие городские баки (если вы живете в Москве) или в любой ближайший экоцентр. Список всех экоцентров в разных городах есть на сайте движения «Раздельный сбор». Также их можно посмотреть на карте проекта Recyclemap. Следите, чтобы пакет был чистым и сухим. При необходимости заранее помойте и просушите его.

«На сортировке скорее отберут большой плотный пакет ПВД с вырубной ручкой, чем пакет ПВД-майку, так как сортируемое сырье движется по конвейерной ленте, и в потоке сырья сложно отличить ПВД-майку от майки из ПНД. Важно учитывать, что списки принимаемых фракций компаний, вывозящих и сортирующих отходы могут различаться.», — комментирует Екатерина Добромыслова.

Такой пластик плавят, а затем реконструируют и экструдируют, изготавливая новые пакеты и пленку.

«Я не вижу ничего плохого в пакетах из первичного пластика ПВД, если они могут использоваться повторно, а потом поступают на переработку. Здорово, если на пакеты добавляют специальную маркировку, которая напоминает клиентам, что пакет можно повторно использовать, а потом сдать на переработку», — говорит Елена Вишнякова, заместитель генерального директора Группы ЭкоЛайн.

С ней согласна Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор»:

«Используя пластиковые пакеты, важно объяснять покупателям, куда и как их можно сдать в переработку. Причем размещать такую информацию нужно не только на самих пакетах, но и на сайте в разделе доставки. Эта информация должна быть „навязана“ покупателю».

Поэтому в наших планах — добавить на пакеты информацию о том, где и как их можно сдать в переработку.


Наши пластиковые пакеты есть в разных размерах, и подбираются под каждый конкретный заказ.

Кроме того, мы верим, что путь к экологичности лежит в многоразовом использовании вещей. И поэтому стараемся сделать наши пакеты максимально практичными (благодаря вырубной ручке они выдерживают до 5 кг груза) и красивыми — ими приятно пользоваться и дальше.

«Пакеты из полиэтилена можно использовать для доставки товара при соблюдении нескольких важных правил: он должен быть плотным, чтобы использовать его многократно, на пакете должна быть размещена информация о том, из какого пластика он сделан и как его сдать на переработку, — рассказывает Дмитрий Нестеров, эксперт проекта „Ноль отходов“ российского отделения Greenpeace. — Например, в штате Калифорния (США) после введения запрета на одноразовые пластиковые пакеты в качестве альтернативы были предложены сертифицированные многоразовые сумки, в том числе пакеты. Такие сумки можно использовать не менее 125 раз и стирать. Плюс на них нанесена информация о том, как сдавать его в переработку. России следует перенять зарубежный опыт и разработать свой стандарт для многоразовых пакетов. Для повышения лояльности бренда многие компании предлагают своим клиентам возможность сдать пакет при следующем заказе, чтобы использовать его и дальше. Такая мера позволяет сократить количество используемого пластика».

Мы не выдаем пакеты по умолчанию. Сотрудники, работающие на наших мероприятиях и выставках, обязательно уточняют у читателей, есть ли у них, куда сложить книги.

«Мы всегда спрашиваем, нужен ли пакет на мероприятиях. Особенно в больших городах, когда к нам приезжают на метро или общественном транспорте — если везти книги в руках, они могут пострадать, или, например, промокнуть под дождем, — рассказывает менеджер мобильной розницы Вита Королёва. — Пластиковые пакеты легко можно использовать еще раз: часто на повторные распродажи к нам приходят люди с нашими же пакетами. Они не рвутся, в них можно повторно положить сменную обувь, или купальник, например. Еще иногда мы предлагаем шоппер, чтобы у покупателей была возможность выбора».

Если вдруг у вас остался наш пакет или пакет любого другого производителя — обязательно захватите его на следующую гаражную распродажу или просто в поход по магазинам. А потом сдайте его на переработку. Так, маленькими шажками, мы вместе сделаем одно большое доброе дело.

Похожие статьи