Творчество
Зачем режиссеры ломают стены и рвут монтаж? Инсайдерский рассказ о кино
12 июля 869 просмотров
Творчество
Зачем режиссеры ломают стены и рвут монтаж? Инсайдерский рассказ о кино
12 июля 869 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

«Гражданин Кейн» — о глубине резкости, «Эльф» — о форсированной перспективе, «Бешеные псы» — о замедленной съемке.

В книге «Властелины кино» известные фильмы сами расскажут нам обо всех секретах создания кино. Ну, почти сами. Им лишь немного поможет кинокритик Тим Грирсон.

Вы встретите здесь примеры из блокбастеров («Чудо-женщина») и лауреатов «Оскара» («Рокки»), жемчужин эпохи немого кино («Нетерпимость») и недавних сокровищ арт-хауса («Американский мед»). Пожалуй, еще никогда обсуждение любимых фильмов не было таким познавательным.

Для любителей и новичков

Эта книга — увлекательное чтение для любителей кино и полезное руководство для студентов и новичков. Внутри — увлекательный рассказ о хитрых приемах, которые использовали знаменитые режиссеры от начала ХХ века до сегодняшнего дня, через призму их фильмов, каждый из которых восхищал, ошеломлял, поднимал неудобные вопросы и погружал в свой мир.


Властелины кино

Поговорим о том, как работали Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, София Коппола, Стэнли Кубрик, Альфред Хичкок. Разберем приемы и практики на кадрах из «Звездных войн», «Начала», «Мстителей», «Крестного отца» и «Амели».


Кадр из фильма «Пианино», 1993. Режиссер: Джейн Кэмпион

«На самом деле универсального способа сделать фильм не существует, — пишет Грирсон. — На протяжении столетия с лишним режиссеры расширяли границы понятия „великий фильм“. Они опирались на традиционные методы съемки и в то же время разрабатывали новые смелые способы мышления. В этом руководстве я собираюсь рассказать об основных элементах кинематографа: сценарном деле, актерском мастерстве, съемках и постпродакшене на примере как классических, так и современных фильмов, где эти элементы отчетливо проявлены».

Разрушение стен

Вы наверняка слышали выражение «ломать четвертую стену». Это прием, в котором персонаж говорит прямо в камеру, будто обращается непосредственно к нам. Этот прием виртуозно использует фильм «Амели». Героиня видит мир по‑другому, поэтому кажется естественным, когда она начинает говорить через экран со зрителем. Таким образом Амели протягивает нам руку, приглашая в свой мир.

Кадр из фильма «Амели», 2001. Режиссер: Жан-Пьер Жёне, актриса: Одри Тоту

Персонаж, ломающий «четвертую стену», может показаться разрушителем, пренебрегающим правилами драмы. Но в случае с Амели отмена нарративных запретов привносит в повествование большую теплоту и интимность. Так героиня создает общее интимное пространство, делая зрителя сопричастным происходящему с ней и вокруг нее.

Негативное пространство

В кадре наш взгляд притягивается к самому динамичному элементу. Обычно это главный герой. Но зачастую окружающее пространство несет ничуть не меньшую смысловую нагрузку, даже если на первый взгляд ничего особенного там не происходит. Мнимая пустота может быть очень эмоциональной и навевать воспоминания.

Кадр из фильма «Рома», 2018. Режиссер: Альфонсо Куарон

Фильм «Рома» навеян воспоминаниями оскароносного режиссера Альфонсо Куарона о его детстве в Мехико. Неудивительно, что в кадре такое внимание уделяется фону, который у Куарона зачастую находится в резком фокусе. В результате мы взаимодействуем со всем миром вокруг этой вымышленной семьи и их преданной горничной Клео (Ялица Апарисио).

В сознании Куарона персонажи и мир вокруг них взаимосвязаны, и это искусный способ визуализации того, как работает память.

Рваный монтаж

Смэш кат (smash cut), или рваный монтаж, — техника, призванная сбить зрителя с толку. В отличие от классического монтажа, который плавно перемещает нас от одной сцены к другой, смэш кат намеренно поражает и провоцирует. Режиссер хочет, чтобы мы заметили скачок и подумали, почему два кадра склеены таким непривычным образом.

В фильме «2001 год» Стэнли Кубрик показал эволюцию от приматов до невероятного Звездного дитя. В начале фильма происходит поразительный скачок во времени от «рассвета человечества» к будущему, где люди путешествуют с Земли на Луну на коммерческих космических кораблях.

Чтобы отметить этот временной переход, Кубрик и монтажер Рэй Лавджой сделали склейку кадра кости, брошенной в воздух обезьяной, с кадром космического корабля, вращающегося вокруг нашей планеты.

Резкий контраст помогает визуализировать, насколько далеко во времени мы прыгнули. «2001 год» сообщает, что мы вступаем в новую эру, и в то же время приглашает рассмотреть, что люди мало в чем изменились: они столь же недоверчивые, соперничающие, любознательные, жестко ограниченные рамками своих технологий и знаний.

Что еще

  • «Трудности перевода» и осознание актером скрытых мотивов персонажа
  • «Кинг-Конг» и оптические иллюзии для игры с размером и масштабом
  • «Крестный отец» и создание напряжения через тени и свет
  • «Казино „Рояль“» и закадровая музыка
  • «Начало» и наделение предметов символическим смыслом

…и почти 200 страниц, рассказывающих, как создается кино.

Эта книга читается на одном дыхании: кадры из любимых фильмов соседствуют здесь с простыми и понятными объяснениями. Вы узнаете об актерском мастерстве, режиссуре, освещении и камере, сценарном деле и редактировании. И, скорее всего, захотите пересмотреть все упомянутые фильмы.

По материалам книги «Властелины кино»

На обложке поста — кадр из фильма «Рома», 2018. Режиссер: Альфонсо Куарон (фото из книги)

P.S. Подписывайтесь на рассылку о новых книгах. Каждую неделю выбираем любопытные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.

Рубрика
Творчество

Похожие статьи